<<
>>

* Крайняя и высшая степень (лат.). ** Дух-творец (лат.).


20
Осудив христианство, я не хотел бы совершить несправедливость в отношении родственной религии, превосходящей его числом приверженцев,- это буддизм ". Обе нигилистические религии, обе религии decadence'а и близки, и самым замечательным образом разделены.
Критик христианства глубоко благодарен индийским ученым за то, что может теперь сравнивать... Буддизм во сто крат реалистичнее христианства; у него в крови наследие объективной и хладнокровной постановки проблем, он возник в итоге продолжавшегося сотни лет философского движения; когда буддизм появился на свет, с понятием "бог" уже успели покончить. Буддизм - это единственная во всей истории настоящая позитивистская религия - даже и в своей теории познания (строгом феноменализме); буддизм провозглашает уже не "борьбу с грехом", а "борьбу со страданием", тем самым всецело признавая права действительности. Буддизм глубоко отличается от христианства уже тем, что самообман моральных понятий для него пройденный этап; на моем языке он - по ту сторону добра и зла... Вот два психологических факта, на которых основывается и на которых останавливает взгляд буддизм: это, во-первых, чрезмерная чувствительность, выражающаяся в утонченной способности страдать, а затем - чрезмерная духовность, следствие слишком долгого пребывания среди понятий, логических процедур, от чего понес ущерб личный инстинкт и выиграло все безличное (то и другое состояние по собственному опыту известно, как и мне, хотя бы некоторым из моих читателей, а именно "объективным"). Как следствие таких физиологических предпосылок, установилась депрессия - против нее Будда и принимает свои гигиенические меры. Его средство - жить на природе, странствовать; быть умеренным и ограничивать себя в пище; соблюдать осторожность в отношении любых spirituosa, а также любых аффектов, вызывающих разлитие желчи и горячащих кровь; не заботиться ни о чем - ни о себе, ни о других. Он требует, чтобы представления приносили покой или радовали дух, и изобретает способы, как отвратить от себя все иное. Для Будды благо и доброта - то, что укрепляет здоровье. И молитва, и аскетические упражнения исключены,- вообще никакого категорического императива, никакого принуждения, даже и в монастырской общине (всегда можно выйти из нее). Все подобное лишь усиливало бы чрезмерную возбудимость. По той же причине он не требует бороться с инакомыслящими; ни против чего так не восстает его учение, как против мстительности, антипатии, ressentiment'а * ("не враждою будет положен конец вражде" трогательный рефрен всего буддизма...). И справедливо: именно эти аффекты и нездоровы в смысле главной диэтетической цели. С утомленностью духа, которая налицо и которая сказывается в преувеличенной "объективности" (то есть в ослаблении индивидуальной заинтересованности, в утрате центра тяжести, "эгоизма"), он борется, последовательно относя к личности даже и самые духовные интересы. Учение Будды вменяет эгоизм в обязанность: вся духовная диэта определяется и регулируется одним - как отрешиться от страдания (вспоминается афинянин, равным образом объявивший войну чистой "научности",- Сократ: он возвел личный эгоизм в ранг морали даже в самом царстве проблем).
<< | >>
Источник: Фридрих Вильгельм Ницше. Антихристианин. 1999 {original}

Еще по теме * Крайняя и высшая степень (лат.). ** Дух-творец (лат.).:

  1. * Декаденты (фр.). ** Крайняя степень (лат.).
  2. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio положение
  3. СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух
  4. * В вящую честь божию (лат.). ** Циркулярный психоз (фр.). *** Месть, злоба (фр.). **** Сим знаком (лат.).
  5. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ (лат. principium - основа, начало и лат. realis вещественный)
  6. СОЦИОМАТРИЦА (лат. societas - общество и лат. matrix - источник, начало, матка
  7. * Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.) ** На практике (лат.).
  8. ЭГО-ПРОЦЕСС (лат. ego - я и лат. processus - продвижение
  9. ВАНДАЛИЗМ (от лат. vandali - вандалы
  10. АБРОГАЦИЯ (лат. abrogatio
  11. КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio
  12. ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis - умопостигаемый
  13. АГРЕССИЯ (лат. aggressio - нападение
  14. УНИВЕРСАЛИИ (лат. univar- salis — общий
  15. * Прибежище (лат.).
  16. ВИЗА (от лат. visus - увиденный, просмотренный
  17. КОНФИСКАЦИЯ (лат. confiscate - отобрание имущества в казну
  18. АДМИНИСТРАЦИЯ (лат. administratio - управление