<<
>>

PR-дискотека

Все мы слушаем музыку, а если шире — употребляем музыкальные продукты. Или они нас. Я (меня) тоже. Иногда мне становился доступен смысл создания того или иного музыкального продукта — например, если сам имел отношение к его созданию.

В этом случае диск откладывался в специальный ящик. Когда дисков накопился десяток, я начал устраивать в МГУ музыкальные семинары, а потом — целые PR- дискотеки, где выступал в роли диск-жокея, который сначала крутил пе- сенно-музыкальные композиции, а затем толковал их смысл. Коллекция при этом все росла.

Ломал голову, что с этим можно сделать. Попал на выставку коммуникационных технологий, где увидел любопытный стенд под на-званием «Аудиобрендинг». Рядом с ним сидела миловидная девушка- блондинка. Это была Ксюша Светличная — сама прилично поющая и пишущая музыку и к тому же продвигающая все это — свое и чужое — не как эстрадный, а как коммуникационный продукт. Речь шла о музыкальном пиаре, то есть о том, как не только услаждать слух, но и целена-правленно воздействовать на слушателей и формировать с помощью музыки нужные установки.

Рассказал Ксюше о своей коллекции, она отнеслась с большим пониманием и заявила, что у нее есть такая же, а потом предложила...

записать совместный диск. Далее процесс развивался чрезвычайно быстро: мы съездили пару раз в студию, расположенную на чердаке одной из московских школ в районе Очаково-Матвеевское, попили там джина с тоником, подурачились, и диск «Музыка PR. Звук для бизнеса и политики» был готов.

Быстро и хорошо не бывает, — скажете вы. Правильно! Но основная- то работа была сделана до нас. А мы вместе со звукорежиссером (он работал побольше двух вечеров) «нарезали» куски с других дисков, добав-ляли к ним Ксюшины музыку и песни, наши комментарии и сводили все в единое целое.

Получилось очень оригинально.

В 2005 году и в последующие годы волна наших PR-дискотек прокатилась по Москве, а потом и по всей России. Так что же попало на диск? Поскольку описывать музыку без использования нотной грамоты трудновато, сосредоточусь на текстах.

Раздел «Персональный аудио-PR» открывался таким произведением:

Сталин любимый, песней чудесной

Слово твое для страны.

Мы будем, как Ленин, правдивы и честны,

Мы будем, как Ленин, ясны!

Слово твое в синеве Казахстана,

Где хлопка белеют цветы.

Мы будем, как Ленин, в трудах неустанных,

Мы будем, как Ленин, просты...

— Здесь мы имеем дело с одним из самых старых и распространенных приемов, — начинал один из нас свой комментарий, — давно раскрученный и уважаемый бренд «Ленин» размещается рядом с другим уважаемым брендом — «Сталиным». Осуществляется процедура ко- брендинга, ориентированная на получение синергетического эффекта. Для лучшего восприятия текст облечен в стихотворную форму и положен на музыку.

Звучало это в 40-50-е годы. Спустя полвека пафоса в стихах стало меньше, однако на технологическом уровне все осталось, как и раньше. Скажем, так: «...А в чистом поле система "Град", за нами Путин и Сталинград!..».

Но для тех, кому такой вариант все равно кажется тяжеловесным и несовременным, предлагается вариант облегченный... (тут на диске начиналась следующая песня):

Мой парень снова влип в дурные дела, Подрался, наглотался какой-то мути. Он так меня достал, я его прогнала, И я хочу теперь такого, как Путин! Такого, как Путин, полного сил, Такого, как Путин, чтобы не пил, Такого, как Путин, чтоб не обижал, Такого, как Путин, чтоб не убежал...

Потом опять шел комментарий:

— Во многих случаях эффект персонального аудио -PR становится более существенным, если политик, бизнесмен исполняет произведение самостоятельно. В случае, например, с Владимиром Жириновским, имевшим место в начале 2000-х, в период подготовки американского вторжения в Ирак, фигурировала запись, представляющая собой обычный нерифмованный текст, имевший форму декламации, речитатива.

Эпатажная речь, запущенная по «неформальным» каналам В форме слуха и впоследствии переведенная В форму довольно сложной композиции с музыкой и другими шумовыми эффектами, быстро привлекла внимание целевых аудиторий и впоследствии, в обработанном виде, попала на песенный CD политика:

Весь мир слушает Чайковского, Достоевского.

Музыки нету у тебя!

Нет писателей у тебя!

Ты совершишь историческую ошибку!

Не надо шутить с войной!

Не смей стрелять по Багдаду!

Не сметь!

Твоих солдат здесь порвут на части!

Понял! Ты! Джордж!

Все разнесут на части!

Понял! Сраный ковбой!

Остановись и кончай!

Понял! Ты! Джордж!

Патроны спрячь подальше на склад!

Понял! Сраный ковбой!

Ты папу забудь и забудь про своего папу,

Ты папу забудь и забудь про своего папу,

Ты папу забудь и забудь про своего папу,

Лучше вместе е по Тбилиси!!!...

В разделе «Ситуативная песня» мы разбирали песенно-музыкальные произведения, созданные к какому-то событию. Например, к «Хрустальному Апельсину» — Всероссийскому конкурсу студенческих работ в области развития связей с общественностью:

Все начинается когда-то

С нетвердых маленьких шагов

И распрямляется крылато,

Паря в пространстве меж миров.

Пусть Апельсин всего лишь символ,

И хрупок, и прозрачен он.

Таится в нем величье силы,

Как в серебре хрустальный звон.

Кто в руки взял Хрустальный Апельсин,

Поймет, что мир и Хрупок, и един;

Поймет, что мир в ладонях держим мы —

Студенчество большой страны...

— «Апельсин» — из XXI века, — говорили мы. Но многочисленные «ситуации» случались, разумеется, и раньше. Например, однажды родилась песенка про Мишу, который под занавес московской Олимпиады- 80 улетел со стадиона в Лужниках:

На трибунах становится тише, Тает быстрое время чудес. До свиданья, наш ласковый Миша, Возвращайся в свой сказочный лес. Не грусти, улыбнись на прощанье, Вспоминай эти дни, вспоминай! Пожелай исполнений желаний, Новой встречи нам всем пожелай!..

Интересным получился раздел «Аудио-PR в политтехнологиях».

Аудитория просто падала от смеха, когда мы рассказывали об адаптации музыкально-текстового послания к национально-культурному контексту. А речь шла вот о чем.

На выборах в регионе с большим процентом татарского населения баллотировался кандидат в депутаты по фамилии Фурман. Когда скре- стили депутатские задачи Фурмаиа с популярной татарской песней «Тола-Тола» (в Башкирии и Татарстане она так же популярна, как у нас «Ой, мороз, мороз!»), добавили национального колорита и сопроводили гармошками, получилась такая песня:

К избирательным участкам мы 7 декабря Все придем, проголосуем и. надеемся, не зря. Единая Россия выступает за народ, Если с этим ты согласен, то на выборы вперед! Эту партию активно поддержал и президент, Потому что объективно лучшей партии в мире нет! О, Путин (Зраза), поведи пас за собой, За политиков-самбистов весь народ и мы с тобой! Кандидатов в депутаты много — аж не перечесть, Но и среди них, однако, очень правильные есть! О, Фурман (4 раза) — лучший кандидат В депутаты от народа, каждый знает — это гак! Фурман умный, Фурман сильный и хозяйственный такой, А еще такой красивый Кандидат любимый мой! О, Фурман (4 раза) — лучший кандидат В депутаты от народа, каждый знает - это так!

Далее мы обращались к опыту кампаний президента России и представляли композицию с очень мягким музыкальным фоном, помогающим лучше воспринять умные государственные речи. Но главную роль здесь была призвана сыграть не музыка, а построение этих речей.

(Голос СергеяМиронова, председателя Совета ФедерацииРФ):

—Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Феде-рального Собрания, совместное заседание палат Федерального Собрания для заслушивания послания президента объявляется открытым!

(Голос Владимира Путина, президента России):

— Добрый день, уважаемые друзья! Я бы сказал так: это абсолютно ни в какие ворота не лезет! Об этом мало пишут и мало говорят. Жаль. Об этом просто чаще нужно говорить. Это и наша, и ваша задача. В последние годы экономического роста все должны быть участниками этого процесса.

Мнения всех должны быть учтены. О чем это говорит? Первое. И второе.

Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, — лучше не скажешь... к сожалению. Тянуть с этой реформой нельзя. Мы должны исходить из реалий. Бедность только немножко отступила, но продолжает мучить еще... к сожалению. О чем это говорит? Первое. И второе.

Считаю необходимым сегодня твердо заявить о наших приоритетах в бизнесе, в науке, в спорте. Все это требует времени... к сожалению. И так далее, и так далее, и так далее. Граждане России могут зарабатывать деньги, зарабатывать — и с выгодой для себя. О чем это говорит? Первое. И второе.

Уважаемое Собрание! В период слабости это очень важный момент... к сожалению. Опасность очевидна, она не требует доказательств.

(Голос Ирины Хакамады, депутата Государственной Думы РФ):

Как это ни странно!

(Голос Владимира Путина):

Как это ни странно. Холодная воина закончилась, сейчас идет другая война — с НАТО. О чем это говорит? Первое. И второе.

(Женский голос):

—Как мы должны там жить?

—(Голос Владимира Путина):

—Достойно, хорошо, весело.

—(Женский голос):

—Как нам жить?

(Голос Владимира Путина):

Мы уже там? Хорошо! Хотелось бы лучше, Хотелось бы, чтоб это... И так далее, и так далее, и так далее.

О планах. К сожалению, это пока только планы. О чем это говорит? Первое. И второе...

Перед нами вариант явно «нарезанного» текста, отчего он становится смешным. И чем чаще произносится фраза «первое и второе», тем смешнее. Прием создания подобного смешного (а точнее, псевдосмешного или смешного со скрытым позитивным оттенком) текста становится тем актуальнее, чем в большей степени «размывается» сложившийся образ узнаваемого и позитивно воспринимаемого политика.

Характерное явление рынка: сначала торговая марка, известная персона достигают почти вершин общественного признания, а потом... делаются привычными, уровень лояльности к ним снижается.

В этом случае ставится задача демассификации образа за счет создания вроде бы негативной (а на самом деле псевдонегативной) аудио или

видеокомпозиции, которая и проиллюстрирована выше.

После этого мы разбирали «Корпоративную песню» и «Музыку брендов».

Здесь даже загадывались загадки. Например, прокручивались фрагменты 5-7 музыкальных композиций и спрашивалось:

Что напоминает вам эта музыка?

Лето, пляж, — следовал ответ.

Сцена, — говорил кто-то еще.

Подиум...

А теперь разъяснение:

Вы приходите на презентацию новой коллекции купальников, которую представляет компания «Дикая Орхидея». Когда смотрите на подиум, где под красивую музыку появляются красивые девушки в пляжных нарядах, у вас наверняка появляются приятные ощущения. В дальнейшем они закрепляются тем, что после показа вам дают буклет, в котором вы встречаете фотографии этих же самых девушек в этих же самых купальниках, а также компакт-диск с записью мелодий, которые вы только что слышали.

Любопытно, что мелодии вовсе не оригинальные — это набор разной известности шлягеров, объединенных лишь настроением показа от «Дикой Орхидеи». Подход, который можно назван, построением ассоциа-тивного музыкального ряда, где слова не имеют особого значения, широко распространен.

Например, в Европе продается CD с музыкой Martini, рассчитанный на то, чтобы молодые, или средних лет, или вообще не очень молодые люди могли уютно и спокойно устроиться, а может быть, совсем наоборот, очень активно провести время за бокалом главным образом женского напитка.

А в России вышли диски «Музыка для офиса» от компании «Комус» — продавца канцелярских товаров; «Музыка для иномарок» от популярного в Москве ночного клуба «Justo»...

Завершали нашу «Музыку PR» образцы «высшего аудио-бренд- пилотажа» — композиции с диска, выпущенного корпорацией Coca-Cola в период промо-кампании конца 90-х годов прошлого века в России. Здесь текст сопровождают (причем одновременно!) и исторические экс - курсы, и сказочные герои, и старинные народные мелодии, и продвинутая современная музыка. Приведу текст одной из них.

Жил-был в одном царстве Царь, и у него три сына — два плохих. Но однажды

случилась беда. Выбрал Иван-царевич одну из трех, и привела она его прямо в

лапы серого волка.

Но приглянулся Иван-царевич Серому Волку (3 раза).

Спас Серый Волк Ивана-царевича от беды, к жизни его вернул.

А что же дальше-то было?

Перенес Серый Волк Ивана-царевича за тридевять земель в царство Эфрона Здесь в чудесном саду подкрался серый волк и добыл Елену Прекрасную. Да только Елена как увидала Ивана-царевича... (а-а-а!) так и полюбила его всем сердцем. Но на этом наша сказка не кончается!

А что же дальше-то было?

Вот и привел Серый Волк Ивана-царевича к Елене Прекрасной. Посадил Волк Ивана себе на спину и вместе (ха-ха!), и вместе (ха-ха!)... Да, времени прошло немало, три дня и три ночи — притомились, остановились отдохнуть. Но и тут Серый Волк выручил Ивана, пожалел волк Ивана, силы свежие ему придал да пообещал сослужить службу верную.

А что же дальше-то было?

Посадил Волк Ивана себе на спину и вместе (ха-ха!)... Застигли их тут Ивановы братья, и такая зависть к Иванову счастью их обуяла, что решили они его убить. Стали братья метать жребий, кому достанется... Серый Волк.

Елена! (4 раза)

Долго ли, коротко ли, а пришло время расставаться. Немало они слез пролили, притомились. Бросилась тут Елена на свободу. Древняя, как сама былинная Русь Стой! Елена!

Всем постам, следуйте к башне.

Но на этом наша сказка не кончается!

А Серый Волк? Он нашел ту, о которой всегда мечтал.

А Серый Волк? Скоро будет с тобой!

Младший Иванушка-царевич? Скоро будет с тобой!

Елена? Скоро будет с тобой!

Жар-Птица? Скоро будет с тобой!

Coca-Cola? Скоро будет с тобой! Пей легенду!..

Есть такой анекдот. Встречаются два композитора. Беседуют о твор-ческих достижениях за последние 5 лет. Один, одетый похуже, говорит. — Три симфонии сочинил, две оратории, музыку к трем кинофиль- мам, несколько песен. А ты как?

— Да в малых жанрах работаю, — отвечает второй, одетый значительно лучше.

—Это как же?

—Ну, например: «У-у-у, Данон»...

Да, песни и музыка сочиняются тысячелетиями. А вот «малые жанры» стали активно осваиваться только в последние годы. И предстоит еще немало сделать для системного осмысления аудиотехнологий XXI века.

Профессор и Издатель

Профессор, как вы уже давно поняли, это я. Настоящий. А издатель — это также настоящий издатель профессионального журнала о связях с общественностью «Советник» Владимир Ганин. С Владимиром мы взаимодействуем давно, с первых дней существования журнала — в публикациях, поездках, конкурсах, семинарах и прочих проектах. Мы хорошо знаем друг друга. Настолько, что несколько шутливых слов, фраз позволяют уловить смыслы, для которых в иных случаях требуются длительные разъяснения.

Постепенно фразы сами собой стали складываться в анекдоты. Они, как и положено неформальному народному творчеству, долгое время висели в пространстве и передавались «из уст в уста». Но в 2004 году мне исполнился полтинник, в 2005 году то же самое случилось с издателем. В связи с чем появился хороший повод творчество формализовать, что и было сделано. Именно поэтому «анекдотичный» период своей деятельности отношу к 2004-2005 годам.

Букет анекдотов от Ганина опубликовали в спецвыпуске «Вечерней Москвы» к моему юбилею. Некоторые из них самодостаточны и не требуют никаких пояснений.

Профессор Чумиков и издатель Ганин затеяли диспут о коммуникациях.

Спорили жарко. Но профессор на своей линии остается, а издатель - на своей.

А секретарша еще подначивает: «Оставайтесь на линии».

Но те раскланялись и положили трубки.

Как-то издатель Ганин попросил профессора Чумикова написать труд. Профессор написал труд и послал издателю.

Тот получил труд и написал на нем: «Труд». С полуслова друг друга понимали.

— Профессор Чумиков и издатель Ганин любили менять местами слагаемые.

И обнаружили, что сумма-то иногда меняется, а вот цена портвейна - нет.

Вот такой закон Бинома...

* * *

В других ситуациях пояснения все-таки требуются.

Вот был такой случай. Полетели мы в самом конце апреля с издателем и Светой в Красноярск, на студенческую PR-неделю. Отработали обяза-тельную лекционно-семинарскую программу, после чего встал вопрос о досуге. Зная о существовании чудесного заповедника «Столбы», я попросился именно туда. К нам троим прицепился целый хвост из студентов. Подъехали к воротам в заповедник, а дальше, несмотря на то, что было уже 1 мая, увидели только снег с водой. До первого «столба» (причудливые каменные образования высотой в несколько десятков метров с характерными чертами и даже именами — «Дед», «Верблюд» и т. д.) нужно идти часа два. Я в легких ботинках, Света в «паркетных» сапожках, остальные — примерно так же.

—Все равно пойдем, — говорю.

—Хорошо... — со вздохом присоединяется Света.

—Я буду сопровождать, — мужественно заявляет преподаватель Сибирского государственного аэрокосмического университета Эдуард Распопов.

—А мы тут вещички покараулим, — фиксируют свои намерения ос-тальные, включая издателя...

Мы дошли до первого «столба», сфотографировались возле него и тронулись обратно.

Когда вернулись (усталые, но довольные, как пишут в школьных со-чинениях), ноги были очень мокрые и очень хотелось поскорее «принять на грудь». А там — словесные баталии (на темы связей с обще-ственностью, естественно) в самом разгаре. И водки - на донышке, колбаски — чуть-чуть. Эх, жизнь!

После этого родился такой анекдот:

Профессор Чумиков и издатель Ганин приехали в Красноярск, где Столбы.

И профессора потянуло на восхождение.

А у издателя потянуло под ложечкой.

Профессор взошел столбовой дорогой, а издатель тоже напился под фонарным столбом.

Он так думал: какая разница — где камлать.

А профессор думал, что тот его подождет. Это былое о думах...

* *

Если среди наших анекдотов выделить региональный раздел, то больше всего там будет опусов о Питере:

Профессор Чумиков и издатель Ганин сидят в Питере на набережной Мойки. А напротив японское консульство. Япона мать! - говорит издатель.

Да, нехорошо получилось, - засовестился профессор.

***

Идут по набережной Мойки профессор Чумиков и издатель Ганин. О, пушка, - говорит издатель. In. - говорит профессор.

Ну, и поселились (в Питере есть отель «Пушка In». - Ч. А.).

* *

Появились и собственно юбилейные анекдоты. От издателя:

Когда профессору Чумикову стукнуло пятьдесят, он позвал на юбилей издателя Ганина.

«А вдруг - обломов», — засомневался издатель, но пошел.

Оказалось, что и вправду «Обломов» (празднование проходило в московском ресторане «Обломов»-. - Ч. А).

* * *

И от профессора:

Пришел издатель Ганин (кстати, лауреат PR-премии «Серебряный Лучник») к профессору Чумикову (лауреату премии «Серебряный Лучник», между прочим) на день рождения с подарком.

Вспомнил профессор поутру про подарок, взял его да сразу и уронил - прямо на ценные породы дерева.

Поднял, развернул, а там железная статуя пролетария в проволоках и надпись: «Серебряному мученику связей с общественностью».

Профессор «Лучника» и «Мученика» рядом поставил и стал гостям показывать. Палата номер два

Палаты бывают разные. Антон Павлович Чехов, например, написал рассказ «Палата номер шесть». Но сейчас — не о такой палате. Сейчас — об Общественной палате. Номер два. А почему не номер один?

Потому что первый опыт создания общественных палат пришелся в нашей стране на период разработки и принятия Конституции России 1993 года. Тогда был издан Указ президента Российской Федерации, который предусматривал участие в работе создаваемого в то время Консти-туционного Совещания представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений, религиозных конфессий. В развитие Указа распоряжением президента формируется Общественная палата Конституционного Совещания. После принятия российской Конституции на базе этой Палаты еще одним распоряжением президента создается просто Общественная палата при президенте, которая позже преобразовывается в Политический Консультативный совет при президенте и наконец исчезает вовсе.

И вот — вторая попытка: в 2005 году принимается Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации».

Но это, так сказать, в мировом масштабе. А у меня дальше все идет проще, по обычному, многократно пройденному сценарию: сижу со Светой на концерте в известном ГКЗ «Россия», которого теперь уж нет; зво-нит телефон, звучит совершенно неожиданное предложение...

Звонил Игорь Федоров, ранее мы пересекались с ним и на выборных кампаниях, и в ходе сопровождения выставки вооружений и военной техники на Урале, в общем, состояли в товарищеских отношениях. В конце 2005 года Игорь работал руководителем управления в одном из федеральных ведомств:

—Про Общественную палату слышал?

—Так, кое-что. А она уже создана?

—Нет, только создается. А меня как раз на этот процесс и бросают руководителем аппарата. Тебе же хочу предложить должность начальни- ка информационно-аналитического департамента...

Я не сразу согласился. Вообще не хотел соглашаться: после «вольных хлебов» влезать в хомут государственной службы... Но вопрос оказался не таким прямолинейным:

—Это не хомут, — продолжал Игорь уже на очной встрече в уютном кабачке в Крылатском. — Члены Палаты — общественники, а мы, аппарат, — ФГУ, то бишь федеральное государственное учреждение. Это не государственная служба, совмещения здесь возможны, а значит, Пресс- клуб тебе даже на официальном уровне бросать не обязательно. Хотя времени ему ты будешь, конечно, уделять поменьше.

И вообще, такой карт-бланш тебе дается: начать с нуля — и улететь в космос...

И действительно, пришлось начать с нуля в буквальном смысле. У самого Игоря в руках было только постановление Правительства о его на - значении, а вот рабочего стола еще не было. Палате отдали здание бывшего «Политиздата» на Миусской площади, куда эти самые столы предстояло еще завезти. А также компьютеры и телефоны. А также сформировать штат. Ну, и совсем пустяк — сделать ремонт большого ветхого пятиэтажного здания.

Но нулевой уровень, как я уже упоминал, меня всегда впечатлял: первым можно что-то реальное сделать, творческие планы осуществить, процессом «порулить».

—Согласен! — сказал я. — Когда приступать?

—А вот теперь ты погоди, — продолжал диалог Игорь. — Как еще в Кремле на тебя посмотрят...

И мы пошли по кремлевским кабинетам. Тамошние начальники оказались людьми опять же знакомыми, что неудивительно. Еще Владимир Ильич Ленин писал про таких, как мы: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа...».

Понятное дело, что концепции и планы информационно-аналитической работы для Палаты я к этим встречам подготовил. Начальники их в руках повертели — одобрения, а также осуждения (или вообще чего бы то ни было) не высказали и «благословили».

В декабре 2005 года я сел в кабинет на Миусскую площадь, а в январе 2006 в Георгиевском зале Кремля состоялось первое заседание Общественной палаты. С благоговением глядел, как в зал чинно входили «общественники»: эстрадная примадонна Алла Пугачева и примадонна спортивная Алина Кабаева, адвокат Анатолий Кучерена и адвокат же Генри Резник, хирург Лео Бокерия и детский доктор Леонид Рошаль, олигарх Владимир Потании и профсоюзный лидер Михаил Шмаков, главный режиссер и народный артист Александр Калягин и тоже народная артистка киноактриса Елена Проклова; мои коллеги по журна-листскому цеху — главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев и ведущий телевизионной программы «Зеркало» Николай Сванидзе, — а также по цеху политтехнологическому — президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов и директор Института политических исследований Сергей Марков.

Главное лицо, секретарь Палаты — «атомный» академик Евгений Павлович Велихов...

С замиранием сердца все мы следили за тем, как в зал вошел президент Путин Владимир Владимирович и его главный идеолог, всесильный «кремлевский горец» Сурков Владислав Юрьевич.

Прозвучали положенные речи... Стоп, надо сделать лирическое от-ступление о речах. И самих речей, и материалов к речам (министров, губернаторов, политиков, бизнесменов и пр.) мне довелось писать о-о- очень много. Радовало, когда речь при произнесении оказывалась узнаваемой. В другом случае немногочисленные оставшиеся в речи куски моей писанины хотелось считать, естественно, самыми лучшими. В третьем случае первичный текст речи уходил «наверх» и начинал там жить своей собственной жизнью, после чего в ней появлялись мысли... противоположные заложенным мною.

В случае с Палатой мы перед первым заседанием выдавали материалы для двух речей: речи Владимира Владимировича и его послания Федеральному Собранию. Слушая то и другое, тщетно искал знакомые фразы, но их не было.

И что, тем самым обиду выражаю, что меня, такого гениального, не «употребили»?! Да нет, просто хочу сказать, что понятие о приоритетах у меня и последующих копирайтеров (и приемщиков их трудов, конечно) оказалось разным.

Но самым интересным мне показалась не предварительная заготовка речи, а финальная, «без бумажки», рефлексия президента по поводу выступлений членов Палаты:

— Позвольте мне в заключение этой части сделать несколько замечаний в ответ на то, что здесь сегодня прозвучало, — начал Владимир Владимирович. И продолжил о том, что «общественная палата может принять к своему рассмотрению, заняться любой проблемой, которую вы сочтете важной для нашей страны». Что надо наладить «взаимодействие в ходе законодательного процесса», где «есть определенные технологические ограничения, связанные с определенным в законе сроком подписания законов».

—Это первое, — заключил эту часть президент.

И обозначил «второе»:

—Если закон уже принят, а, скажем, мнение Общественной палаты едино — что он не может быть подписан президентом, то придется накладывать вето. Это вызывает к жизни другие достаточно сложные про-цессы в ходе законодательного принятия законов. Поэтому крайне желательно, чтобы мнение Общественной палаты учитывалось Государственной Думой в ходе обсуждения закона. И поэтому Общественная палата, на мой взгляд, должна принимать участие в рассмотрении тех или иных законов на самых ранних стадиях обсуждения законопроекта. Конечно, не исключен и тот вариант, который был предложен, то есть принятие закона, рассмотрение и принятие президентом тех или иных решений. Это тоже возможно. Повторяю, все-таки более технологичным было бы работать вместе, параллельно, вместе с депутатами Госдумы, с тем, чтобы они учли ваше мнение при принятии закона.

Ну и, наконец, последнее. Я с интересом услышал, что не все чиновники позитивно реагируют на появление Общественной палаты. Мне было это очень приятно услышать, потому что это значит: есть такие чиновники, которые все-таки приветствуют создание Палаты. Покажите мне таких чиновников — их уже сразу нужно награждать. Но это не какая-то особенность российского чиновничества. Чиновники во всех странах мира — достаточно замкнутая корпорация, их более или менее гибкое реагирование на запросы общества и нужды людей зависит от степени общей культуры в том или ином обществе. У нас, конечно, еще здесь очень много проблем, но в целом эта корпорация мало чем отлича- ется друг от друга в самых разных странах мира. Поэтому нет ничего удивительного, что вам придется столкнуться с определенными сложностями. Больше того, вас нигде не ждут — вот из этого нужно исходить. Но когда я выступал с этой инициативой, я исходил из того, что создание такого инструмента, как Общественная палата, может сделать наше общество и государство более стабильным, более эффективным и в целом более конкурентоспособным.

Я желаю вам успехов. Спасибо вам большое.

Все речи прозвучали. Потом — аплодисменты. Потом выпили-закусили. И я сформировал пресс-службу, отделы аналитический и по работе с обращениями граждан, редакцию интернет-сайта. И Палата начала работать.

<< | >>
Источник: Чумиков А. Н.. Записки РRофессионала. 2008

Еще по теме PR-дискотека:

  1. Что делает план совершенным
  2. Удовольствие от работы
  3. Рыбные места
  4. Содержание
  5. § 1. ИЗНАСИЛОВАНИЕ И НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (СТ. 131-132 УК)
  6. Статистика – вещь упрямая
  7. Глава 3 ЭРОТИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ В СВЕТЕ ДНЯ И МРАКЕ НОЧИ
  8. Цели соблазнения, или Такие соблазнительные цели
  9. § 1.4. Изнасилование заведомо несовершеннолетней (малолетней) и насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетней (малолетней) (п. «д» ч. 2 и п. «в» ч. 3 ст. 131, п. «д» ч. 2 и п. «в» ч. 3 ст. 132 УК)
  10. Места знакомства для душевного общения
  11. Ловля на живца
  12. Глава 10. СПРОС И КОНКУРЕНТНОЕПОВЕДЕНИЕПОТРЕБИТЕЛЯ: ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
  13. Служебный роман. Почему? Зачем?