<<
>>

Перекличка взглядов на концепты

В Средние века концепт понимался как то, что отражает смысл, формируемый речью в душе слушателя . Концепт представлялся тогда в виде некоего «зародыша» распознавания существа содержания речи другого.

В виде ее смысла, в виде некоей формы акта смыслопорождения. Тогда концепт считался предельно субъектным. Он был одновременно и самим событием понимания речи другого и его некоей формой, в которой задействованы память (прошлое), воображение (будущее), суждение (настоящее). Одновременно это было и результатом проявления душевной способности человека — способности понимать другого.

Такое понимание концепта отличается от современного. В современных концептуальных технологиях концепт — это прежде всего логический объект. Это понятие, в котором с помощью знаков и языка фиксируется единство существенных отличительных признаков «вещей». Итак, концепт — событие души; или концепт — совершенное понятие, совершенный инструмент мыслителя? Это первая оппозиция взглядов. Но это еще не все.

Первая смысловая оппозиция

Концепт как душевный «зародыш» понимания речи другого

Концепт как логическая форма мышления

В «новое время» гуманитарная традиция определяет концепт как особенную характеристику активных познавательных способностей нашего сознания.

Здесь мозаика гуманитарных взглядов на концепт множится.

Вот некоторые из них.

Концепт это способ познания реальности — «познание является или интуитивным или концептуальным» (И. Кант).

Концепт — работа или результат восстановления целостности перцептивного опыта (У. Гамильтон, Ш. X. Ходж- сон).

Это некая индивидуальная познавательная форма, работающая на основе символизации интуиций над смысло- порождением данности (С. А. Алексеев-Аскольдов).

Это событие, а не понятие, останавливающее текучее раз-нообразие смыслов в объективную универсальность.

• Это смысловая единица метаязыка, это «смысловая форма, возникающая и функционирующая в поле естественного языка, в контекстах дискурсивных практик» (С. С.

Неретина ). Из этого ряда понятно, что концепту издавна придается идея смысла, рождающегося в коммуникативной практике, в диалоге. Этот взгляд определяет концепт как языковое событие, а вовсе не как результат выделения и обозначения какого-либо предмета среди других (не идея референции, переназначения). В естественнонаучной традиции концепт рассматривается совершенно иначе, по-прежнему как некая логическая категория.

Основное «обвинение» первых ко вторым состоит в том, что содержательное богатство концептов при сведении их к логической категории упрощается, что оно сводится к неким застывшим характеристикам предметов, к характеристикам итога познания, которое после появления концепта якобы заканчивается. Полагается, что при обращении к концепту как к логической категории познание приводится к некоему однозначному знанию, закрепленному в понятии, к некоему универсальному результату постижения объекта, закрепленному в его формулировке.

Обратное «обвинение» могло бы быть сформулировано примерно так: в чрезвычайно подвижной гуманитарной постановке концепт теряет свойства инструмента познания и расширения знания о действительности. Он превращается в некую абстрактную характеристику стихийного процесса улавливания смысла. Сказать «появился концепт» здесь обозначает лишь указать на связь между двумя событиями — начала и конца понимания одним человеком речи другого.

Согласитесь, с таким подвижным и расплывчатым пониманием концепта почти ничего нельзя делать: с ним нельзя осмысленно продвигаться в постижении реальности дальше, с его помощью нельзя оценивать качество «схватывания» смысла. Концепты в таком виде нельзя рассматривать и испытывать на смысловую «прочность» и «чистоту». Из них нельзя конструировать новые концепты. Это вторая давняя смысловая оппозиция взглядов на концепты.

<< | >>
Источник: Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. 2009

Еще по теме Перекличка взглядов на концепты:

  1. Упражнение 9. Расширение выразительности концептов
  2. КОНЦЕПТ
  3. КОНЦЕПТ (лат. conceptus - понятие
  4. Упражнение 5. Развертка концептов
  5. Упражнение 3 «Восстановление личности» концептов
  6. О трех этапах эксплуатации концептов
  7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
  8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ВЕБЛЕНА
  9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Д. РИКАРДО
  10. Новый взгляд на тактику