<<
>>

Про движение к конкретному


Уже было выяснено, как мышление, оперируя абстракциями, постигает конкретное
Речь идет о так называемом методе восхождения от абстрактного к конкретному. Линия судьбы этого метода представляется мне весьма извилистой.
Впервые сложное обоснование идее возникновения представлений о конкретном дал Г. В. Ф. Гегель в своей «Логике» . Разъяснение этой идеи и демонстрацию на примере политической экономии осуществил К. Маркс в «Капитале». Но действительное открытие «восхождения» как некоего механизма мышления, как метода или даже закона мышления совершил, по моему мнению, А. А. Зиновьев в 1954 году . Согласно этому методу всякое понятие о конкретном формируется нашим мышлением путем сложной работы с абстракциями, которыми являются понятия по сути. То есть путь к представлениям о конкретном выстраивается нашим мышлением через абстракции. Об этом А. А. Зиновьев писал так.
«Познание начинается с чувственного отражения эмпирических фактов. Это бесспорно. Но мы говорим не о познании вообще, а уже о познании предмета посредством мышления, то есть посредством абстракций. А в этом случае даже такой поверхностный факт говорит о движении от абстрактного к конкретному: чтобы отразить предмет с массой его сторон посредством абстракции, человек должен последовательно отвлекать его стороны и идти ко все более полному отражению предмета посредством абстракций. Конкретное понятие, как сочетание ряда абстракций, есть не исходный пункт, а результат»1.
Строго говоря, восхождение к конкретному представляет собой двухэтапный (двухколенный) процесс, если начинать мысленно двигаться по нему от момента встречи сознания с какой-либо кон-кретной «вещью» до формирования мышлением представления о нем. И в интерпретации К. Маркса конкретное проявляется в про-цессе восхождения дважды — в начале познания как его исходный пункт (назовем его чувственно-конкретным) и по завершении познания как итог (мысленно-конкретное). «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно потому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт созерцания и представления»2.
В технологии концептуального мышления это отразилось в процедурах построения сложных представлений действительности из простых строгими средствами синтеза понятий.
Пора заметить, что наша «историческая мозаика» уже начинает проявлять рисунок, который пока еще весьма отдаленно, но все более отчетливо указывает на некоторый облик концептуального мышления.
1 Зиновьев А. А. Указ. соч. С. 25.
2 Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. - С. 37.
Добавим к этой мозаике еще несколько деталей.

<< | >>
Источник: Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. 2009

Еще по теме Про движение к конкретному:

  1. 23. Движение. Движение как способ существования материи.Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
  2. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  3. АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
  4. АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
  5. Принцип конкретности истины
  6. Упражнение 18. Восхождение к конкретному
  7. АВТОМОБИЛИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ
  8. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА КОНКРЕТНЫХ РЫНКАХ ТРУДА
  9. ГЛАВА 3.2 МОИ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
  10. Про выразительность
  11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРО-ГРЕСС
  12. § 2. Порядок производства конкретных процессуальных действий
  13. КОНКРЕТНЫЕ СПОСОБЫМИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙНАГРУЗКИ В ПОДРОБНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
  14. Про деньги.
  15. Про рациональность
  16. Глава 11ПРОВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА
  17. Приложение 4. Применение принципов независимости к конкретным ситуациям
  18. Про двойные смыслы