<<
>>

Про двойные смыслы

Уже состоялась риторика о двуосмысленности «вещей»

Опираясь на исследование С. С. Неретиной , станем полагать, что впервые такой феномен мышления, как двуосмысленность, «поднял» и «раскрыл» средневековый философ Боэций. Этот феномен является теперь проблемной точкой в языкознании. Но почему идея двуосмысленности может рассматриваться как своего рода предтеча концептуального мышления?

Контекст (лат. contextus) — тесная связь, соединение, законченный в смысловом отношении фрагмент содержания мысли, определяющий значение ее компонентов.

Дело в том, что признание у «вещей» двух и более смыслов возбуждает вопрос о выборе того или иного из них для конкретного момента мышления.

Ведь в самой «вещи» или в ее имени никаким образом не содержится то значение, которое актуально в данный момент для нас. Это значение (смысл) определяется контекстом, то есть тем, с чем эта «вещь» соединяется в мыслях. Именно результат «схватывания» конкретного смысла «вещи» среди возможных смыслов и есть кон- цепт. А мышление, совершающее эту работу неким специальным образом, можно считать концептуальным. Не всякое оживление мысли приводит к появлению смыслов-концептов.

Забавную историю о «схватывании» смысла рассказал однажды С. П. Никаноров. Во время защиты дипломной работы некий студент при произношении слова «дом» всякий раз имел в виду разное. Это было то сооружение, то жилище человека, то место в пространстве, то геометрическая фигура, то еще что-то, чего студент не сознавал. Профессор задает студенту вопрос:

Что для вас означает слово «дом»?

Студент насторожился. Профессор продолжает его «заваливать»:

Скажите, «дом» — это параллелепипед? Студент чувствует «засаду», но еще не видит ее:

Ну, да...

Вы хотите жить в параллелепипеде?

Как это?

Вы лично хотите жить в параллелепипеде?

Ну, нет...

Тогда в каком смысле для вас «дом» — это параллеле-пипед?

Сопротивление «подъему» мышления продолжалось... И в этом нет вины студента — это средневековая тяжба.

Словом, уже в Средние века был сформирован взгляд на концепт как на результат выделения конкретного смысла из всех возможных. По С. С. Неретиной — это было обусловлено особенным типом средневекового мышления, когда высокая (подлинная) внутренняя речь должна была произноситься при «Боге свидетеле», то есть нести характер непременного «схватывания» вещи (идеи) в уме как бы перед Ним и откровенно выражать это схватывание. Эти акты «схва-тывания» должны были выражаться в речи публичной, проявляя тем самым смысл мыслимых «вещей».

Концепт (лат. conceptus) — мысль, понятие.

В одной из своих книг С. С. Неретина попыталась выделить существенные признаки средневекового мышления как мышления, отличающегося от античного. Среди прочих (немногочисленных) признаков она выделяет: а) идею дву-осмысленности (эквивокации) мира; б) связанную с этим идею концепта, ориентированного на признание того, что за любой «вещью» всегда есть субъект, всегда есть чье-то намерение смотреть на нее так или иначе.

По ее мнению, проявлением признаков концептуального мышления служило активное развитие тропов (оборотов речи, основанных на употреблении переносных значений слов (метафора, метонимия, синекдоха и др.). Существование поворотов точек зрения на одну и ту же вещь, проявляющихся в тропах, можно рассматривать как свидетельство признания многообразия граней истины. Таким образом, в Средние века тропная речь приобрела характер особенного, сущностного отличия способа мышления, а не только словесной эквилибристики.

Уже в Средние века было понятно, что концепты есть не только и не столько готовые и особенные формы рассудка, сколько плоды «схватывающего» ума. Смыслы понятия — это следы помыслов. Стало быть, понятие — некий итог познания предмета, застывший в виде определения или теории, подобно тому, как фотоснимок — застывший, выделившийся на миг поток игры бесконечных свойств действительности.

«...подобно тому, как фотоснимок — застывший, выделившийся на миг поток игры бесконечных свойств действительности...»

У любой вещи много свойств и, значит, с нею может быть связано много смыслов. Но в концепте выделяется нечто конкретное. Это происходит потому, что в начале этого познания, в начале любого понятия лежит чье-то субъективное намерение так или иначе помыслить свой предмет. Стало быть, любой концепт, любое определение «вещи» есть результат синтеза чего-то «универсального», что есть в каждой вещи, и «схваченного, выраженного в речи». Получается, что концепт всегда субъективен, ведь речь — это пространство души .

Логика освоения

СМЫСЛОВ

км

<< | >>
Источник: Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. 2009

Еще по теме Про двойные смыслы:

  1. Про «схватывание» смыслов
  2. «ДВОЙНЫЕ ВЕРШИНЫ» И «ВПАДИНЫ
  3. § 2. Двойное гражданство
  4. 5. Двойное гражданство и безгражданство
  5. ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  6. 5.1. Двойное гражданство
  7. Система счетов и двойная запись
  8. 4.4. Метод двойной записи
  9. Система двойной записи операций на счетах
  10. ТемаЗ. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
  11. ТЕМА 4. СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
  12. Глава 9 ДВОЙНОЙ МАРЬЯЖ, ИЛИ ПАРТНЕРСТВО ПО-СВИНГЕРСКИ