<<
>>

Про выразительность


Уже была известна роль выразительных средств в концептуальной работе
Со ссылкой на крупного французского математика Ж. Адамара В. В. Налимов обратил внимание на такую «тонкость» мышления, как его выразительные средства:
«Я утверждаю, что слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю...
Я думаю, что суще- ственно также подчеркнуть, что я веду себя так не только по отношению к словам, но и по отношению к алгебраическим знакам. Я их использую, когда делаю простые вычисления; но каждый раз, когда вопрос кажется более трудным, они становятся для меня слишком тяжелым багажом: я использую в этом случае конкретные представления, но они совершенно другой природы» .
На более фундаментальные различения в этом смысле указывает и С. Неретина, обращая внимание на то, что уже в Средние века существовало понимание зависимости концептов от структур речи.
Если внимательно исследовать и наше собственное мышление в различных ситуациях, то мы тоже убедимся в этом — для разных по интеллектуальной напряженности случаев мы используем различные средства, которыми мы выражаем смыслы даже для себя. И чем богаче «алфавит» наших выразительных средств, тем вероятнее, что построенные нашим мышлением смыслы будут полнее.
Правда, мне встречались и прямо противоположные случаи. Так, например, после одной из лекций, которую я сопровождал большим количеством рисунков и схем, ко мне подошел несколько взволнованный человек. Он сказал, что ему, скорее всего, будет трудно учиться, поскольку... он совсем не умеет рисовать даже простые схемки. Я не поверил, что такое бывает. Он показал мне свой конспект только что состоявшейся лекции. Все мои рисунки в ней были описаны... словами. Но там было все! Этот человек был профессиональный юрист.
Мне представляется, что настоящий мастер по конструированию смыслов — это еще и мастер выразительности. В идеале это тот, кто свободно владеет словом, математическим знаком, образом, звуком, жестом... Разве не это мастерство волнует нас, скажем, в художниках, поэтах, музыкантах? Но мне хочется обратить внимание на одну важную черту выразительности.
Если вы когда-нибудь слушали исполнение песен Александром Вертинским, то непременно согласитесь с тем,
что голосом и интонациями этот мастер выразительности творил чудеса.
Но настоящее чудо совершалось для того, кто при этом мог еще и видеть артиста! Сплав его музыки, слов, пения и жестов создавал образ, который никогда не возник бы без какого-то хотя бы одного из компонентов выразительного пространства Вертинского.
«В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, Когда поет и плачет океан, И гонит в ослепительной лазури Птиц дальних караван... В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, Когда у вас на сердце тишина, Вы, брови темно-синие нахмурив, Тоскуете одна...»
А. Вертинский. «Танго „Магнолия"» На этом примере мне хочется показать, что каждое выразительное средство обладает своей особенной силой, истолковывающей смыслы. У слов одна сила, у математических знаков — другая, у ри-сунков — третья. Работа с этими различными «силами» тоже стала техникой концептуалистов/Для построения концептов ими сознательно применяются различные выразительные средства. Причем каждое выразительное средство используется для конкретной, вполне определенной познавательной цели, поскольку обладает своими особенными экспликативными возможностями .
Экспликация (лат. explicatio) — истолкование, объяснение.
И поскольку речь зашла о свойстве истолкования, нельзя не отметить еще одно событие, которое существенно повлияло на эту грань концептуального мышления.
<< | >>
Источник: Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. 2009

Еще по теме Про выразительность:

  1. ГЛАВА XV. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖИВОГО В ОРГОННОЙ ТЕРАПИИ
  2. 1. Интонационно-выразительные средства
  3. Пространство переходов к выбору выразительных средств
  4. Идея управляемого богатства выразительных средств
  5. 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПЛАЗМЫ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
  6. Упражнение 9. Расширение выразительности концептов
  7. Про деньги.
  8. Про «схватывание» смыслов
  9. Про рациональность
  10. Про движение к конкретному
  11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРО-ГРЕСС