<<
>>

Возможности «подъема мышления


Понятием «подъем мышления» пользуются мастера концептуальных технологий для обозначения логической операции выделения некоторого аспекта наблюдаемого явления вместе с условием его уместности для решаемой задачи.
Расхожий взгляд на организацию состоит в том, что «организация — это люди...».
Так учат в недалеких учебниках по менеджменту. Кроме того, так называемая «очевидность» подталкивает наблюдателя соединять организацию с людьми. Но когда, исследуя, скажем, функциональные разрывы в организации, человек сознательно отказывается иметь в виду «...группу людей, объединенных общей целью...», а видит лишь порядки, только формы каких-либо структур, или особенные отношения между функциями, то это и есть «подъем» мышления. Дело в том, что при исследовании функций надо отказываться от остального и исследовать только функции. Вы согласитесь?
Возможность операции точного выделения аспекта наблюдения зависит от возможности мыслителя осознавать конкретную познавательную (когнитивную) ситуацию. Собственно «подъем» мышления заключается в инициировании нового уровня, нового ранга рефлексии у мыслителя. Здесь помимо размышления о той или иной грани наблюдаемого явления происходит и выбор этой грани. Собственно «подъем» мышления — это подъем к абстрактному при размышлении о конкретном.
Умение «подъема» мышления делит людей на две малосвязанные группы. Одна из них, та, которая умеет это, живет с сознанием условности всего на свете и потому свободна. Другая группа принимает мир таким, каким «видит» его, не сомневаясь в том, что он такой и есть. Эти люди прикованы к тем значениям представлений обо всем, которым их научили. Они не свободны.
Абстрактное
^^ мышления

Конкретное

Конкретное
Можно найти отражения феномена «подъема» во многих школах мышления . Это идея Р. Декарта о возможности постижения действительности только через сознательное «заключение мира в скобки» . Это идея интенционального анализа Э. Гуссерля, идея смены познавательной установки в феноменологии как выбора возможностей «трансцендентального опыта» . Это постулат «обусловленного мышления» в буддизме. Это гносеологический принцип поиска множественности в едином: «Необходимо, чтобы мыслимый объект открывал в мышлении свое разнообразие; в противном же случае возможно было бы... некое неосмысленное и невыразимое осязание, которое предполагало бы, что ума тут еще и нет» . Это упомянутая уже идея «двухколенного восхождения мышления» от конкретного к абстрактному и далее от абстрактного к конкретному и некоторые другие.
Развитие способности «подъема» мышления средствами концептуальной технологии действует на человека освобождающе.
<< | >>
Источник: Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. 2009

Еще по теме Возможности «подъема мышления:

  1. НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis - мышление, noema - акт мышления
  2. Подъем естествознания в XIX столетии
  3. МЫШЛЕНИЕ
  4. Мышление
  5. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  6. Глава 2НОВОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
  7. МЫШЛЕНИЕ
  8. МЫШЛЕНИЕ
  9. Две логики мышления
  10. § 2. Абстрактное мышление
  11. Свидетельства концептуального мышления
  12. Взгляд на становление концептуального мышления
  13. Часть II.Мозговая атака и творческое мышление