<<
>>

Взгляд на становление концептуального мышления


Про логику ...Уже была логика Аристотеля
Не будет большой ошибкой начать рассмотрение с логики, построенной Аристотелем, с ее центральной части — с силлогистики. Известно, что им впервые были упорядочены правила словоупотребления, которые гарантировали удержание истины в ходе рассуждений.
Им были разработаны основания той самой логики как инструмента строгого мышления, которая изучается в современных вузах как формальная (классическая). Можно сказать, что уже в IV веке до н. э. были сформулированы логические законы мышления, созданы правила определения рода, вида, классификации, вывода, посылок и прочего.
Все это позволяло и позволяет рассуждать, а значит, и как-то мыслить, не теряя истины... если она была в начале рассуждения. Вот это последнее замечание пусть пока послужит интригой для тех, кто пытается свести концептуальное мышление лишь к логически строгому, формализованному мышлению. Это неверное сведение. Логика у Аристотеля носила и носит теперь характер упорядочивающий, но не сущностный (онтологический). А этого мало для полноты и мощности познавательного, проникающего в суть явлений свойства мышления.
Но главное состоялось: созданный формальный аппарат для удержания истины внес порядок не только в рассуждения, но и в само мышление. Аристотелева логика, особенно силлогистика как порядок рассуждений, образует, можно так сказать, ткань современного концептуального мышления. И если бы из мозаики событий мы стали складывать рисунок современного концептуального мышления, то формальная логика была бы в нем первым элементом... но не единственным.
Среди того, что сохранено от аристотелевой логики в концептуальном мышлении, в наибольшей мере неизменными являются правила логического вывода и законы мышления. Все остальное Стагирит Аристотель, скорее всего, не узнал бы. Особенно хочется обратить внимание на развитие одной созданной им линии смыслов.
В одной из своих рукописей, названной им «Категории», Аристотель заметил, что в нашем мышлении и в рассуждениях мы имеем дело с «вещами», с именами вещей и с определениями этих вещей — понятиями. Скажем, сейчас я смотрю на небольшую икону Георгия Победоносца, которая стоит на моем письменном столе. Как «вещи» икону, стол и даже меня можно потрогать. Имя этих «вещей» я назвал и тем самым передал вам картинку, которую я вижу. Если вы знаете что такое икона, кто такой Георгий Победоносец, что означает «письменный стол», «стоит», что означает все остальное, то мышление Ваше создаст представление, которое, скорее всего, совпадет с тем, что вижу я. Если чего-то вы не знаете, скажем, что такое «икона», то мне понадобится дать определение этой «вещи» — я должен буду назвать ее признаки, скажем, так: «Икона — это изображение, образ чего-либо, в нашем случае святого Георгия, создающее возможность для мысленного, эмоционального и, главное, духовного соприкосновения ... и так далее» .
Итак, речь идет о некотором треугольнике компонентов, которыми оперирует наше мышление. Все это просто... но лишь там, где мышление не встречается с некоторым сходством. Например, вещь одна, а имена у нее разные — это случай разных языков. Или вещь одна и та же, а определения ее и, возможно, имена разные — это случай различного опыта и понимания.

Но самый интересный для нашего разговора случай, это когда у одной и той же вещи при одном и том же имени возникают разные определения. Я специально говорю «возникают», чтобы мы сейчас представляли мышление как некоторый живой процесс, в котором то возникают, то исчезают смыслы вещей, то есть их значения для нас. Этот случай Аристотель обозначает как одноименность (омонимия). С точки зрения содержания и характера мышления это случай необычный — это случай двусмысленности «вещей».
Омонимия (греч. homonymia) — одноименность, одинаковость звучаний слов при различии значений.
Вот именно этот момент, момент осознания двуосмысленности вещей и есть событие, которое по особенному отразилось в современном концептуальном мышлении. Это произошло в Средние века.
<< | >>
Источник: Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. 2009
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Взгляд на становление концептуального мышления:

  1. Свидетельства концептуального мышления
  2. Два рода «камней» в основании концептуального мышления
  3. Теслинов А. Г.. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем, 2009
  4. Основными правилами концептуального мышления, связанными с воплощением феноменологической идеи, являются следующие
  5. НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis - мышление, noema - акт мышления
  6. Облик хороших концептуальных решений
  7. СМЫСЛЫ «концептуальных» приговорок
  8. Проблема «амортизации концептуальных схем
  9. Перекличка взглядов на концепты
  10. 2. Концептуальные основы учета и отчетности
  11. Упражнение 7. Области концептуальной работы
  12. «Сделано концептуально»... Как ЭТО?
  13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
  14. О нормативности концептуальных схем
  15. 7. Марксизм и экологический взгляд на экономику