<<
>>

12.6. Профессиональная этика

12.6.1. Эффективность морали

Основные экономические понятия были сформулированы Аристотелем в рамках теории этики. Взаимосвязи этики и экономики исследовались А. Смитом, А.

Маршаллом, М. Вебером, С. Н. Булгаковым, другими выдающимися экономистами, философами, теологами. В частности, Булгаков исходил из того, что «Политическая экономия... есть прикладная этика» [Булгаков. 1997. С. 231]. В последние годы этические аспекты хозяйственной деятельности анализировались в рамках «этической экономии» [Козловски].

Необходимость повышения значимости этических проблем экономики объективно обусловлена огромными потерями от нарушения норм морали и права. Как уже отмечалось, в США эти потери в полтора раза превышают затраты на оборону. Темпы роста преступности в развитых странах в 2—3 раза опережают темпы экономического роста и в 3—4 раза темпы роста населения. При этом темпы роста преступности в развитых странах выше, чем в развивающихся. Как это объяснить? Как влияет экономическая идеология на глобальную деградацию морали?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо исходить из того, что нравственность, как и другие характеристики трудового потенциала (здоровье, образование, интеллект, профессионализм), существенно влияет на объем, качество и стоимость продукции.

Следовательно, нравственность наряду с другими характеристиками трудового потенциала должна рассматриваться как экономический ресурс.

Поскольку нравственность существенно влияет также на характер взаимоотношений между людьми, она является не только экономическим, но и важнейшим социальным ресурсом. Таким образом, имеются все основания для того, чтобы рассматривать нравственность как важнейший социально-экономи- ческийресурс человека, предприятия и общества.

Это означает, что глобальный рост преступности является следствием уменьшения ресурса нравственности.

Рост преступности, в свою очередь, уменьшает нравственный потенциал, т. е. мы имеем систему с положительной обратной связью, генерирующую рост преступности (рис. 12.6.1).

Основной причиной деградации морали надо признать гос-подствующую экономическую идеологию с ее культом конкуренции, корысти, индивидуализма, максимизации потребления материальных благ. Один из самых известных экономистов современности Дж. Гэлбрейт подчеркивает: «Никто особо не скрывает тот факт, что соответствующая экономическая и социальная доктрина подчинена корыстным целям и служит интересам денежных мешков» [Новая... С. 234].

Реклама и поп-культура (прежде всего телевидение, массовые зрелища, профессиональный спорт) также воздействуют на темные стороны природы человека, усиливая то, что принято называть «силами зла». Как подчеркивают авторитетные специалисты по маркетингу, влияние рекламы «ощущается как постоянное стремление к все большему потреблению... На коллективном уровне это экономический механизм, основа нашей экономической системы...». Размах мошенничества и манипуляций в сфере производства и торговли породил движение консьюмеризма и заставил принять США в 1960 г. Закон о правах потребителя [Энд- жел. С. 47]. Большая часть современной рекламы обращена к низменным чувствам и примитивным вкусам. Наиболее часто можно встретить рекламу сигарет, спиртных напитков, примитивных шоу. Суть такого «маркетинга» очень верно определил Джордж Оруэлл: «Реклама — это громыхание палкой внутри помойного ведра» (цит. по: [Известия. 2000. 29 июня]).

Точно измерить степень деградации морали практически невозможно, так как ее объективной основой в конечном счете является совесть — тот внутренний страж, который есть в каждом человеке. Хотя феномен совести является предметом дискуссий философов и теологов, все согласны с тем, что совесть объективно присуща как верующим, так и атеистам, она не зависит непо- средственно от конфессии, занятий, расы, национальности [Шрейдер]. Тенденция роста преступности практически означает снижение некоторого среднеобшественного уровня совестливости.

Следует подчеркнуть, что все сказанное относится к обществу, а не к личности. В любом обществе всегда были и есть высоконравственные люди. Проблема в том влиянии, которое эти личности могут оказать на свое окружение.

Деградация морали предпринимателей, директоров, банкиров и чиновников уменьшает ресурс доверия и увеличивает риски, связанные с экономической деятельностью. Растут затраты на обеспечение безопасности и трансакционные издержки на заключение договоров, контрактов, ведение судебных процессов. В России это уже привело к снижению инвестиций, доходов и уровня жизни (рис. 12.6.2).

Американский социолог Ф. Фукуяма рассматривает доверие как общественный капитал, отмечая, что до Первой мировой войны США были обществом «с большой склонностью к естественной социализации, с высоким уровнем доверия его членов друг к другу, где поэтому имелись широкие возможности для создания крупных экономических структур, в которых люди, не связанные родственными узами, легко и успешно взаимодействовали ради достижения общих экономических целей» [Новая... С. 152]. Идеология корысти и потребительства

Реіоіама Поп-культура Деградация морали Рост преступности і І і.

Рис. 12.6.1. Нравственность как социально-экономический ресурс

Рис. 12.6.2. Схема влияния морали на эффективность производства

Далее подчеркивается: «Соотношение между индивидуализмом и общинностью в США за последние полвека сильно изменилось. Сообщества, основанные на морально-нравственных ценностях, из которых состояло американское гражданское общество в середине века, — семья, объединения общественности по месту жительства, церковный приход, место работы — подверглись серьезным испытаниям... Наиболее явным признаком разрушения общинной жизни является распад семьи, сопровождающийся неуклонным ростом процента разводов и количества неполных семей начиная с конца 60-х гг. Эта тенденция имеет очевидные экономические последствия: резкий рост доли малообеспеченных граждан за счет увеличения численности матерей- одиночек...

...Данные, собранные Робертом Патнэмом, указывают на резкое снижение степени социализации в США.

С 50-х гг. сокращается количество членов добровольных объединений. И хотя уровень религиозности в Америке гораздо выше, чем в других про- мышленно развитых странах, число людей, посещающих церковь, уменьшилось приблизительно на одну шестую; доля членов профсоюзов снизилась с 32,5 до 15,8% от общего числа работающих; число членов родительских школьных комитетов за период с 1964 г. упало с 12 миллионов до 7 миллионов; за последние двадцать лет такие братства, клубы и ордена, как Львы, орден Лосей, масонские организации, клуб молодых предпринимателей Джейсиз, потеряли от одной восьмой до половины своих членов. Аналогичные сокращения отмечаются и в других ассоциациях — от бойскаутов до Американского Красного Креста» [Новая... С. 153-154].

Приведенные данные о росте индивидуализма, а также большая, чем в других странах, дифференциация доходов, засилье рекламы, культ потребительства, шоу-бизнеса, профессионального спорта предопределяют высокий уровень преступности в США. Немалую роль играет и характерный для этой страны так называемый экономический образ мышления, при котором все проблемы сводятся к финансовым.

Можно отметить аналогию между истощением ресурсов природы и деградацией нравственности. Несмотря на различное содержание, оба процесса аналогичны по форме и негативным последствиям для будущего цивилизации.

Русские философы начала XX в. — Н. Бердяев, Вл. Соловьев, С. Франк и др. — глубоко анализировали процесс деградации нравственности, обусловленный экономической идеологией. Они подчеркивали, что для выживания человечества необходимо «накопление сил добра», т. е. повышение нравственного потенциала общества [Франк. С. 567]

Для изменения сложившихся негативных тенденций объективно необходим пересмотр теоретических основ экономической науки. Модель «homo oekonomicus», основанная на корысти предпринимателя, не должна оставаться исходным пунктом для экономических концепций. Необходима теория, учитывающая весь спектр воздействия хозяйственной деятельности на общество, включая возможные негативные последствия.

Такую теорию мы называем метаэкономикой (см. разд. 1.5).

Для практической реализации многоаспектного анализа хозяйственной деятельности важно найти форму взаимосвязи экономических, этических, психологических и других факторов. Такой универсальной формой является структура задан оптимизации, включающая систему ограничений и критерий оптимальности. В большинстве практических ситуаций этические, психологические, политические и экологические факторы должны учитываться в системе ограничений, а критерий оптимальности должен вы-ражать стремление к минимизации затрат ресурсов.

12.6.2. Общее и частное в профессиональной этике

Практическая реализация принципов этики должна осуществляться с учетом особенностей различных видов деятельности человека. Исходя из этого разрабатываются проблемы медицинской этики, инженерной этики, этики руководителей, банкиров, этики в сфере маркетинга и т. д. Однако специфика видов работ не должна заслонять приоритетности фундаментальных этических принципов. По существу, «отраслевые» этические кодексы выражают эти общие принципы в терминах профессиональных языков. Так, основной постулат клятвы Гиппократа «Не навреди» относится не только к медицине, но и ко всем видам человеческой деятельности.

Различия этических кодексов обусловлены прежде всего целями соответствующих работ. Так, инженеры стремятся в первую очередь к обеспечению надежности и безопасности технических средств, экономисты — к повышению конкурентоспособности предприятий и т. п. Цели инженеров и экономистов не всегда совпадают. Один из наиболее авторитетных специалистов по профессиональной этике, немецкий философ Г. Ленк иллюстрирует различия этих целей на примере катастрофы американского космического корабля «Челленджер» в 1986 г., когда «через 73 секунды после запуска с мыса Канаверал корабль взорвался и семеро астронавтов погибли. Непосредственной причиной катастрофы стал разрыв резинового герметизирующего кольца. Как ожидали и предупреждали инженеры из фирмы «Мортон Тайе- кол», производящей ракеты, резина раскрошилась, не выдержав низкой температуры.

За день до запуска инженеры, самыми из-вестными из которых были Алан Макдональд, глава проекта, и Роджер Бойджоли, ведущий эксперт по герметизирующим кольцам в ракетостроении, предупреждали о возможной катастрофе и протестовали против спешного запуска ракеты на следующий день. Они информировали НАСА об опасности, связанной с тем, что резиновые кольца могут не выдержать понижения температуры ниже точки замерзания. К ним присоединился директор инженерного отдела ракетостроительной фирмы Роберт Лунд, который, в свою очередь, проинформировал Джерри Мейсона, главного инженера той же фирмы. Однако Мейсон убедил Лунда молчать, завершив дебаты с ним фразой: «Снимите вашу инженерскую шляпу и наденьте шляпу менеджера». Лунд уступил и дал согласие на запуск, о чем уведомил руководителя НАСА; тот, со своей стороны, разрешил запуск, не упоминая о высказывавшихся сомнениях. В результате произошла катастрофа. (Позднее оба инженера, выступившие с предупреждениями, — Макдо- нальд и Бойджоли — были переведены в другой департамент, что сами они расценили как наказание.)

Действительно ли менеджер принимает решения иначе, чем инженер? Кто несет ответственность в этом случае? Все, кто имел отношение к запуску? Только НАСА в целом и никто индивидуально? Каждый до известной степени? И если да, то до какой именно степени?» [Ленк. С. 3J]. Ответы на эти вопросы во многом определяются степенью экономической и административной зависимости тех, кто принимает решения, от вышестоящих руководителей, рыночной конъюнктуры, степени риска, влияния общественных организаций и других факторов. «Что должно перевесить: лояльность по отношению к своей фирме и начальству, соображения о своей персональной карьере внутри фирмы или ответственность за общую безопасность? Должна ли моральная ответственность считаться важнее ответственности договорной, несмотря на то, что и договорная ответственность имеет моральное измерение?.. » [Ленк. С. 30].

Завершая сопоставление инженерной и экономической этики, Ленк подчеркивает: «Этические феномены в технологии и экономике настолько взаимосвязаны, что могут быть отделены друг от друга только аналитиками» [Там же. С. 41].

Для предотвращения потенциально опасных технических и аналогичных им решений специалисты стремятся перевести этические проблемы в правовые, т. е. разработать процедуры действий в тех или иных рискованных ситуациях. Однако ясно, что все предусмотреть невозможно. Проблема моральной ответственности всегда будет существовать в любом виде человеческой деятельности. «В поистине захватывающих и сложных ситуациях морального выбора почти всегда приходится разрубать гордиев узел, а не решать проблему посредством вычисления» [Агаци. С. 209].

Что может «подсказать» решения в ситуациях морального выбора? Особенно если такое решение должно приниматься в условиях дефицита времени. Здесь решающее слово принадлежит ценностным ориентациям человека, его убеждениям, а в конечном счете — его совести, которая, как уже отмечалось в этом разделе, является важнейшим социальным ресурсом.

Осознание решающей роли этики в экономической деятельности привело руководство некоторых промышленных и торговых фирм к разработке этических кодексов. Примером могут служить следующие принципы ведения бизнеса компании IBM:

«Не вводите в заблуждение никого, с кем имеете дело.

Не используйте влияние IBMпля запугивания или угроз.

Относитесь одинаково ко всем покупателям и продавцам.

Не вступайте во взаимно обязывающие сделки.

Не унижайте конкурентов.

Не раскрывайте предварительно не объявленные предложения фирмы.

Не продолжайте процесс продажи, если заказ уже получен конкурентом.

Контакты с конкурентами должны быть минимальными. Не используйте конфиденциальную информацию незаконно. Не крадите информацию и не получайте ее посредством умышленного обмана.

Не нарушайте авторские права и лицензии. Запрещается допускать или использовать подкуп, подарки и развлечения, которые могут рассматриваться как обязательства» [Энджел. С. 699].

Особенно велика роль профессиональной этики в сфере науки. Это объективно обусловлено тем, что содержание деятельности ученых практически не может контролироваться обществом; административные и экономические взаимосвязи в сфере науки (особенно фундаментальной) имеют весьма ограниченное применение. Вместе с тем результаты научного поиска могут оказать решающее влияние на развитие цивилизации. Наиболее известны принципы научной этики, сформулированные Р. Мертоном. Основными из них являются:

универсализм, «утверждающий универсальную достоверность научного знания независимо от места совершения открытия и личности ученого»;

коллективизм, «предписывающий ученым немедленно передавать свои достижения в общее пользование»;

скептицизм, обязывающий ученых критически относиться к собственным достижениям и результатам своих коллег;

бескорыстие, предполагающее, что целью научной деятельности является поиск истины, а не материальных выгод [Мирская. С. 33].

Эти принципы относятся преимущественно к фундаментальной науке. Вместе с тем принципы Мертона создают определенный эмоциональный фон, который способствует развитию и прикладной науки. Наряду с названными к основным положениям научной этики относятся также следующие принципы:

ответственность за возможные последствия применения на-учных результатов; важность этого принципа особенно наглядна для таких областей, как ядерная физика, генетика, химия взрывчатых веществ и др.;

уважение к результатам коллег, предполагающее обязательность ссылок на авторов любых заимствованных результатов.

Длительное время наука рассматривалась большинством населения как деятельность, в которой нет места погоне за прибы- лью и материальными благами, где нравственная атмосфера намного чище, чем в материальном производстве и тем более в политике. Эти представления основывались в значительной мере на образах таких ученых, как А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Резерфорд, Б. Рассел, для которых этические принципы научной работы были абсолютно естественными.

К сожалению, в последней четверти XX в. глобальная деградация морали затронула и сферу науки. Во многом это стало след-ствием широкого практического применения научных результатов и повышения роли прикладных исследований. Так называемый «экономический образ мышления» стал преобладающим для значительной части ученых. Появилось много публикаций, лишенных какого-либо элемента научной новизны, стали девальвироваться ученые степени и звания. В России 1990-х гг. эти процессы особенно усилились, что заставило создать в Российской академии наук (РАН) специальную комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (Поиск. 1999. № 11(513). С. 1). В 1998—1999 гг. принят ряд правительственных документов об усилении контроля за аттестацией научных кадров и повышении требований к соискателям ученых степеней и званий. Эти меры, безусловно, необходимы, однако существенное улучшение моральной атмосферы в науке, как и в других сферах деятельности, возможно только на основе радикальных перемен в духовной жизни общества.

<< | >>
Источник: Б. М. Генкин. Экономика и социология труда : учеб. для вузов. 2007

Еще по теме 12.6. Профессиональная этика:

  1. ЛЕКЦИЯ № 30. Профессиональная этика нотариуса
  2. 2. Профессиональная этика адвоката
  3. 6. Профессиональная этика адвоката
  4. 6. Профессиональная этика адвоката
  5. ЛЕКЦИЯ № 30. Профессиональная этика нотариуса
  6. Тема 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
  7. 14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
  8. ВРЕДНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ.ВРЕДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ.ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА - см. РАБОТЫ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.ВРЕДНЫЙ ОРГАНИЗМ
  9. ЭТИКА
  10. Глава 23. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
  11. 1. Судебная этика
  12. ЭТИКА
  13. Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
  14. Шпакова И.В. Психология и этика бизнеса, 2008
  15. Этика аудита
  16. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА
  17. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА
  18. Глава 18. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
  19. Этика Эпикура