<<
>>

Глава 4.5. Качественное время - универсальный индикатор и цель культуры

К оценке культурного благосостояния можно подойти с разных сторон. Безусловно, имеет смысл отслеживать инфраструктурную осна-щенность данной сферы, что будет отчасти характеризовать ее состо-яние.

Также можно и нужно измерять время и деньги, потраченные на потребление культурных продуктов и услуг. Но наиболее ясную карти-ну даст учет итогов восприятия произведений. Проблема в том, чтобы наладить такого рода учет как по отношению к отдельному человеку, так и в масштабах всего общества.

Как уже говорилось, экономисты связывают благосостояние с полезностью, но попадают в патовое положение из-за того, что представление о ней получают (хотя и со всеми оговорками) через цену, а в ней плохо отражается вклад культуры. Рынок не владеет данными о воздействии того, что он производит , но и наладить систематическое измерение вне рынка - утопия. Фиксируй рынок не ожидаемую полезность, как сейчас, а результирующую, в нашем распоряжении было бы все необходимое. Перестановка акцента на итоговую полезность, ту, что имеет возмож-ность выявить только потребитель, позволит сдвинуть вопрос оценки культурного благосостояния с мертвой точки.

Если учесть, что благо-даря новому институту в индикации воспринимаемого качества про-изведений может произойти прорыв, данный подход перестает быть утопией. От денежных замеров, получаемых в ходе коллаборативной фильтрации, один шаг до нового корректного понимания благосостоя-ния, в котором будет учтена такая составляющая, как индивидуальная «полезность» искусства.

В ходе коллаборативной фильтрации субъект-субъектного типа генерируются балльные отклики потребителей на произведения. По сути, это не что иное, как оценки «для-себя ценности» культурной коммуникации. В предложенной нами схеме коллаборативной фильтрации, совместимой с рыночными механизмами, они получат денежное выражение.

Так накопятся бесценные данные - те самые субъективные оценки полезности, которых столь недостает теории благосостояния.

Люди стремятся к счастью; с чем бы они ни связывали и как бы ни понимали это состояние, оно в значительной мере реализуется через эмоциональную и творческую активность. О благосостоянии можно судить по силе этой активности, а выразить ее потребители способны посредством постфактумных денежных сигналов. Эти платежи будут указывать на реализованную полезность произведения, или его воспри- нимаемое качество, или качество символических коммуникаций, а еще можно сказать - качественное личностное время. Последняя формулировка представляется наиболее точной. Качественное время - это время, которое сам человек определил как хорошо проведенное. В идеале, это такое время, которое в соответствии с приоритетами, возможностями и мерками конкретного индивида использовано наилучшим образом.

На первый взгляд, термин не несет ничего нового, чего не имели бы в виду, говоря, например, о качестве жизни. Но так лишь кажется. Суть инновации в переходе в такую субъективную систему координат, которая позволяет объективировать переживание времени. Это революционный момент - сделать сугубо индивидуальную и трудноуловимую характеристику практически измеримой.

Природа личностного времени и механизм его переживания челове-ком будоражили умы с давних пор. Но они не были четко оформлены и не вылились в широкодоступное знание. Хотя для многих не будет сюр-призом мысль, что в субъективном восприятии время течет аритмично, не совпадая с движением стрелки часов , но из этого обстоятельства как бы ничего жизненно важного не следует. Во всяком случае, инди-видуальные подходы к управлению личностным временем (ощущением его скоротечности или тягучести, эмоциональной окрашенности) не капитализируются в общественный опыт (разве что можно интерпретировать в этом ключе восточные практики). Впервые сложность осмысления этого феномена описал Августин в 11 главе «Исповеди», а вслед за ним многие выдающиеся философы брались за этот вопрос .

Однако понятие «субъективное время личности» не прижилось в языке, и навыку «самоуправления» временем нигде не обучают. Спрашивается, почему оставили без внимания ключевую характеристику жизни, иное понимание которой обещает массу новых возможностей и может вылиться в переосмысление всего и вся?

Ведь доподлинно известно, что восприятие времени радикально меняется в искусственно созданных условиях сенсорной изоляции (в специальных лабораторных ваннах, куда погружают человека, или в пещерах) или под воздействием наркотических препаратов. Однако существует целый ряд помех, не позволяющих измерить индивидуаль-ное ощущение времени. Наиболее серьезная из них - субъективность оценки, но устранить ее - значит лишиться предмета исследования . Решением проблемы могла бы стать статистика, но ее сложно собрать из-за несводимости интроспекций (самонаблюдений) воедино. Тот факт, что категория качества личностного времени не операционали- зирована в количественном отношении, сыграло не последнюю роль в том, что она так и пролежала в запасниках философской мысли. Стои-ло бы проследить связь качества времени с его субъективно восприни-маемой длительностью (интуитивно ясно, что эта связь имеет место).

Отношение ко времени по определению субъективно. Объективную характеристику ему можно дать с помощью некой суммы денег, уплаченных постфактум и указывающих на воспринятое качество потребленного произведения. Подобная процедура будет вполне корректна при одном условии: плательщики понимают, в чем суть и предназначение такого действия. Предметом оценивания могут выступать отрезки жизни, посвященные восприятию произведения, и, кстати, любые другие промежутки времени. Сумма таких оценок, а также их распределение во времени несут в себе наиболее точную информацию о благосостоянии. Определенно, не вся жизнь заключается во вкушении символических благ, но субъективное ощущение счастья во многом зависит именно от этого.

4.5.1. Искусство как средство порождения качественного времени

В руках опытного потребителя искусство становится орудием уп-равления качеством его внутреннего времени. Если оно «настоящее», то вовлекает читателя/зрителя/слушателя в свой мир, в свою историю.

Погружаясь в нее, человек как бы проживает иную/чужую жизнь и присваивает ее, чем удлиняет жизнь собственную. Поэтому искусство - средство экзистенциальной пролонгации. Одной из его важнейших функций является психоэмоциональное регулирование .

Любому индивиду свойственна некая оптимальная, последовательно выстроенная конфигурация психоэмоциональных состояний, которую по аналогии с записью активности головного мозга или сердечных ритмов следовало бы назвать «эмоциограммой». В различное время человек нуждается (осознанно или нет) в определенных эмоциях (точнее, психических состояниях), и, вероятно, можно говорить об идеальной для каждого индивидуальной эмоциональной композиции и динамике . Душа восприимчива к событиям внешнего мира, кото-рые в той или иной степени неподконтрольны человеку. Если каких- то переживаний систематически недостает, то эмоциональный ряд деформируется, и возникает запрос на его коррекцию. Человек алчет дефицитных (в его индивидуальной палитре) чувств, что в некоторой степени предопределяет его поступки и ситуации, которые он конс-труирует вокруг себя.

Если «эмоциограмма» отклоняется от нормы (конечно же инди- видуальной) , ситуацию можно поправить, обратившись к искусству, представляющему собой кладовую эмоций, где те хранятся, так сказать, в консервированном виде. Замечательным свойством этого хранилища является широкая свобода выбора момента потребления, позволяющая индивиду «излечить» свою нарушенную эмоциограмму. Миссия творцов - формировать символический банк, в который публика по мере необходимости могла бы обращаться за ссудой . Конкретное произведение может хорошо (или не очень) встраи-ваться в эмоциональный график некоего человека и, таким образом, в зависимости от его личных особенностей в разной степени подходить в качестве объекта потребления. Рекомендательные системы облегчают выбор, помогая правильно определить не только объект, но и момент потребления. В новейших разработках этих сервисов предприни- маются попытки учесть настроение клиентов, социальное окружение, погоду и время года и т.п., вплоть до ситуаций, «когда вы только что поссорились с близкими».

Таким образом, со дня на день технологии обещают облагодетельствовать принципиально иными возможностя-ми в отношении ликвидности досуга.

На рынках культуры отпускается личностное время, или, патетически говоря, бессмертие. Качественное время может рассматриваться как фундаментальный показатель благосостояния на том основании, что его приращение эквивалентно субъективно ощущаемому приращению жизни - эффекту, который позволяет иначе взглянуть на сам факт существования культуры.

Как отмечалось, экономический подход к культуре становится эффективным при условии, что в расчет принимаются все значимые виды затрачиваемых ресурсов, а также сформулированы цели их использования. Если понимать жизнь как преобразование денежных и личностных ресурсов (времени, вкуса, когнитивно-мотивационных ресурсов) в качественное время, то при такой постановке вопроса экономика с полным основанием берется за свое дело .

4.5.2. Коллаборативная фильтрация - способ индикации качественного времени

Мы уже дали читателю понять, каким способом намерены собирать оценки качественного личностного времени, порождаемого (или нет) различными произведениями - для этого будет использована колла- боративная фильтрация. Ранее в распоряжении экономистов не было иных индикаторов полезности, кроме рыночных цен . С изобретением коллаборативной фильтрации появились новые возможности. То, что вчера выглядело фантастикой - сбор данных о субъективной полезно- сти самых разнообразных потребительских актов множества людей - не сегодня-завтра станет будничным делом.

Коллаборативная фильтрация изначально мыслилась как способ облегчения потребительского выбора. Однако выяснилось, что попутно этот сервис генерирует информацию, представляющую интерес иного рода: он позволяет выявить воспринимаемое качество произведений, или, иначе говоря, объективирует качество личностного времени .

Экономика счастья методом опросов выясняет у людей, счастливы ли они. Это дорогое знание, и замеры производятся лишь эпизодически.

Благодаря коллаборативной фильтрации ответ на этот животре-пещущий вопрос появляется более простым путем, как неотъемлемая часть пользовательских сигналов. В точности так же формируется отчетность о рыночных сделках, поскольку деньги одновременно яв-ляются и инструментом обмена, и средством измерения. Новая сис-тема сбора данных не нуждается ни в дорогостоящих учетных инсти-туциях, ни в «государственной переписи». Сведения накапливаются исключительно в рамках автоматического учета частных рыночных инициатив.

Что принципиально - участники культурной коммуникации прямо заинтересованы в подытоживании и публикации своего опыта. Ведь забота о точности и полноте профиля позволяет им самим превращаться в эффективных потребителей. Таким образом, преодолевается трудность, о которой предупреждал Эрроу: «Человека... невозможно принудить раскрыть свою функцию полезности; если он знает, что эти сведения будут использоваться в некотором процессе распределения, они будут. „отредактированы" так, чтобы изменить это распределение в выгодную для него сторону» . К счастью, коллаборативный механизм устроен так, что пользователям как раз целесообразно обнародовать свои истинные оценки.

Может вызвать удивление тот факт, что сугубо инструментальная, на первый взгляд, процедура - математические операции с потреби- тельскими профилями предпочтений - способна радикально воздей-ствовать на мир. Но в истории так происходило не раз: порох, биржа, пиринговые сети, - примеров достаточно. Появившиеся в ходе решения частных задач (потребительская навигация, правда, из частной задачи выросла в глобальную), эти изобретения стали рычагом преобра-зования человечества .

<< | >>
Источник: Долгин А.Б.. Экономика символического обмена. 2006

Еще по теме Глава 4.5. Качественное время - универсальный индикатор и цель культуры:

  1. 80. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
  2. Глава 1. Дизайн и потребительская культура
  3. Глава 8 Отмирающая культура
  4. КОМПЛЕКСНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
  5. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ
  6. Универсальные суда. Рефрижераторы
  7. 14.3. Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура и эмпирические индикаторы
  8. 3. Рабочее время и время отдыха водителей
  9. Раздел 8. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
  10. Глава 4. Ранжирование сотрудников и корпоративная культура
  11. Зеленый, универсальный и цифровой
  12. 10.4. Методы, использующие индикаторы при сравнении альтернатив
  13. Глава 3. Как полюбить культуру своей корпорации
  14. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. время