<<
>>

Глава 4.6. Приращение символического капитала - универсальная цель культуры

4.6.1. Что такое символический капитал?

Используя понятие «качественное время» и предложенный способ его индикации, введем еще одно определение - «символический капитал», подразумевая под ним способность порождать качественное время.

Одним из первых это понятие предложил П. Бурдье, но смысл его остался не вполне раскрыт (равно как и смысл родственных понятий - таких как культурный, социальный, человеческий капитал, капитал знаний). Суть «капитала» - в его производящей способности. Экономический капитал имеет денежное измерение, он используется для получения прибыли и оценивается по способности ее генерировать. А что представляет собой социальный или человеческий капитал? Решающим в характеристике неэкономических видов капитала является ответ на вопрос «что они производят?». Если рассматривать их в корпоративном, внутрифирменном аспекте, тогда это будут составные части привычного капитала: в принципе можно оценивать их вклад в денежный результат и, соответственно, в капитал компании (что сейчас делается все чаще).
Но, если употреблять эти слова за пределами корпоративной экономики, надо уточнить, какого рода потенции име-ются в виду. Хорошо бы также иметь возможность измерить хотя бы ориентировочно величину нематериального капитала. В противном случае за термином не оказывается содержания, нужного для его прак-тического использования.

4.6.2. Оценка символического капитала

Символический капитал можно определить строго - по способности генерировать качественное время. Если последнее в определенном аспекте измеримо, следовательно, символический капитал тоже. Соотношение между этими понятиями такое же, как между обычными капиталом и прибылью. На основании последней можно судить о величине принесшего ее капитала. Рынки умеют решать такого рода задачи применительно к так называемым нематериальным активам - субстанциям, почти столь же трудноуловимым, как личностное время.

Так, оценка стоимости брендов, операция, без которой немыслимы современные рынки рекламы, а также корпоративные слияния и поглощения, по типу и сложности близка к оценке символического капитала. Строится она на вычленении денежных потоков, порождаемых бренда- ми . Наладив сбор потребительских оценок, можно будет, следуя той же логике, оценить и символический капитал.

Капитал - это инвестиционная характеристика, а качественное время - результативная. В данной терминологии искусство - это способ объективации символического капитала. Творец, носитель символического капитала (кстати, как и любое частное лицо), способен, подобно источнику, в той или иной степени снабжать качественным временем всех желающих. Нечто - произведение искусства или коммуникативный поступок какого-либо субъекта - порождает или не порождает в реципиентах качественное время, о чем можно собрать соответствующие отклики. Капитал пропорционален суммарному отклику. Но при этом величина его зависит не только от числа и характера оценок реципиентов, но и от масштаба их собственного капитала. В качестве метафоры уместно воспользоваться законом Кулона: сила притяжения/отталкивания зарядов зависит от их величины и расстояния между ними. Примерно то же можно сказать и про символический капитал: он определяется капиталом участников и символической дистанцией между ними. Одно произведение способно консолидировать вокруг себя небольшую группу тонких ценителей, давших ему высочайшую оценку, а другое удостоится скромного поощрения в массовом порядке. По символической капитализации оба они могут быть близки.

Операциональная работа с понятием символического капитала поможет решению целого ряда острейших задач. Вот лишь один пример. Очевидно, что оценка культурного благосостояния должна вестись с учетом распределения символического капитала между людьми (и сообществами) - это тот самый пункт об оптимальном распределении, по которому столь трудно принять решение даже при наличии подробнейших данных о материальном богатстве.

Располагай мы сведениями о распределении символического капитала и потоках качественного времени, картина наконец сложилось бы в единое целое. Тут же проявились бы взаимосвязи между двумя видами капиталов.

4.6.3. Децильный коэффициент символического капитала

В социологии используют так называемый децильный коэффициент - отношение доходов 10% наиболее состоятельных граждан к 10% самых бедных - показатель, характеризующий напряженность в обще-стве. Культуре пригодилось бы нечто подобное, хотя, конечно, одной такой характеристики, как децильный коэффициент символического капитала, недостаточно. Желательно иметь как можно больше сведений о распределении потоков качественного времени. Если практика постфактумного денежного сигнализирования о впечатлениях прижи-вется, то сформируется фантастическая по информативности база данных. Упомянем здесь хотя бы об одной возможности ее использования. Любая политика в принципе приветствовала бы оптимальное распреде-ление символического капитала. Проблема в том, что никому не известно, что это значит в действительности, равно как неизвестен и общий запас символического богатства. Аргументами в дискуссиях (например о глобализации и локализации и т.п.) главным образом служит пена у рта. Располагай мы достоверными данными, их значимость для культурной политики и для политики вообще не замедлила бы сказаться.

Едва ли не все «горячие точки» культуры можно переосмыслить в терминах качественного времени и символического капитала. В част-ности, такое понятие, как «культурный прогресс», можно определить как приращение совокупного качественного времени членов сообщества. Элита сможет осознать себя в роли тех, кто способен порождать в других людях качественное время. Потребительские сигналы о воспри- нимаемом качестве можно будет использовать в качестве инструмента для оздоровления всех областей культуры. Благодаря эффективной навигации (такой, которая позволяет по максимуму приумножать индивидуальное качественное время) экономико-символический подход способен дать массу полезных результатов: общественное и индивидуальное благосостояние, анализ распределения символического капита-ла, - теперь видно, как подступиться к этим и многим другим завязанным на них вопросам.

Располагая сравнительными данными о качестве и динамике коммуникации в разных секторах культуры, можно прийти к более внятной и аргументированной культурной политике.

Что творится на самом деле: рост или падение культурной капитализации, выравнивание распределения символического капитала либо, наоборот, усиление диспропорции? Каков баланс «высокого» и «низкого»? Упоминавшиеся ранее революционные матросы-стихотворцы с их неприятием Ходасевича, афроамериканские речитативы и «Фабрика звезд» - все это явления, в которых имеется нечто общее. В этом же ряду окажется и «доступная роскошь». С точки зрения рафинированной публики, все это нонсенс. Но вчистую дезавуировать этот ряд по причине его низкопробности - не означает ли это жестокосердно отказать страждущим в качественном времени? «Является ли усилив ающая- ся банальность культуры позитивной или негативной с точки зрения индивидуума?» - на этот вопрос, заданный Скитовски , невозможно ответить, не зная мнения конкретных людей .

В отношении культурных перспектив превалируют пессимистичные прогнозы. Нескончаемы сетования на то, что консервация символического неравенства на руку властям предержащим. Но только ли им? Господам не нужны одухотворенные посудомойки и бензозаправщики, не нужен избыточно креативный офисный пролетариат. В наличии должно иметься требуемое количество квазиодушевленных единиц, способных работать в трудоинтенсивных областях - делать массаж, заправлять постель, сметать крошки со стола - и не слишком страдать от однообразия занятий. Для подобного типа занятости развитый вкус - обременение. Но каковы потребности самого «пролетариата»? Может быть, по отношению к людям с не слишком большим творческим потенциалом и амбициями гуманнее не прорывать, как в известной каморке, холст с нарисованным очагом, а оставить все как есть? Надо ли ввергать обывателей в пучину мучительной амбивалентности?

Словом, может быть, ухудшающий отбор в культуре - это как раз и есть механизм, примиряющий властные и экономические интересы с интересами непритязательного большинства? То, что отбор данного типа имеет место, несомненно. Но столь ли негативны его последствия, как вытекает из семантической окраски термина? Преобладающее большинство людей не скорбит от ухудшений, ибо усыпление способности критически мыслить является одним из следствий отбора.

Пока идеи качественного времени и символического капитала не начнут играть подобающую роль в социальных практиках, сами прак-тики вряд ли изменятся в лучшую сторону .

<< | >>
Источник: Долгин А.Б.. Экономика символического обмена. 2006

Еще по теме Глава 4.6. Приращение символического капитала - универсальная цель культуры:

  1. ГЛАВА 14. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖОМ И ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ
  2. Долгин А.Б.. Экономика символического обмена, 2006
  3. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
  4. Глава 1. Дизайн и потребительская культура
  5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ
  6. Глава 8 Отмирающая культура
  7. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. interaction - взаимодействие)
  8. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ
  9. Универсальные суда. Рефрижераторы
  10. Зеленый, универсальный и цифровой
  11. Глава 4. Ранжирование сотрудников и корпоративная культура
  12. Глава 3. Как полюбить культуру своей корпорации