<<
>>

11. Средства навигации в интернете

11.1. Рекомендательные системы на основе DSP- технологий

Эта разновидность рекомендательных систем по музыке появилась в 2000-2001 годах, когда сразу несколько компаний объявили, что владеют технологиями выявления слушательских предпочтений и могут подсказывать подходящие произведения .

Один из таких сервисов - Cantametrix, запущенный в июле 2000 года, представлял собой полностью автоматизированную методику поиска и классификации музыки по ее звучанию.

Это был запатентованный поисковик, объединявший в одном интерфейсе DSP-техноло- гию, психоакустическое моделирование и систему неколлаборатив- ной фильтрации. Мелодии распознавались путем анализа цифрового сигнала различных фрагментов. При классификации учитывались такие параметры, как тональность, темп, ритм, энергетика и т.д. В обращении к меломанам компания подчеркивала, что их сервис обеспечивает сугубо персональный поиск, облегчает навигацию, и что фанам больше не придется руководствоваться рекомендациями экспертов.

Компания планировала продавать лицензии на использование своих разработок сайтам, занимающимся электронной коммерцией, музыкальным онлайновым сервисам и радиостанциям.

Но в 2002 году Cantametrix была приобретена компанией Gracenote (www.gracenote. com), специализирующейся на технологиях распознавания музыки . Впрочем, еще до этого у специалистов возникли сомнения в том, что DSP-технологии пригодны для полной автоматизации распознавания музыки. С помощью них сложно уловить разницу между веселой ме-лодией и грустной.

MoodLogic пошла дальше, разработав браузер, позволявший маркировать музыку в зависимости от настроения.

Еще одна технология - MusicGenome87 (www.musicgenome.com) - по концепции близка Cantametrix. В ее основе - анализ музыкальных отрывков по 100 параметрам (тональность, инструменты, темп, язык и т.д.).

По просьбе компании тестированием музыки занима-лись тысячи респондентов. Система, как утверждают ее создатели, выдает высокоточные рекомендации.

Движок MusicGenome изучает вкус абонента, затем генерирует плей-лист подходящих ему песен. Клиентам не нужно предоставлять информацию о своих предпочтениях, достаточно ранжировать около 10 произвольно выбранных фрагментов, присвоив им баллы от 1 («ненавижу») до 5 («люблю»). На основе ответов система составляет профиль абонента и в соответствии с ним подбирает произведения по различным жанрам или под определенную деятельность/ситуацию (для кардиотренировки, под «меланхоличное настроение», «для романтического ужина» и т.д). Дифференцированные рекомендации возможны благодаря опции Multi-Profile Support (поддержка многочисленных профилей одного и того же пользователя). Выбирая новые песни из рекомендованного плей-листа, клиент информирует систему о своих предпочтениях, и его профиль обновляется, благодаря чему подсказки становятся все точнее.

87 Представлена в январе 2001 г. на конференции музыкальной индустрии MIDEM в Каннах.

Разработки MusicGenome могут использоваться на любых платформах - в веб-сайтах, беспроводных устройствах, электронных киосках в магазинах. В частности, MusicGenome оборудовала электронные киоски Smart Music Terminals в сети музыкальных магазинов Media Markt (180 магазинов в Германии + 140 магазинов в других странах

Европы). Они облегчают покупателям поиск, позволяя прослушивать музыку и выдавая рекомендации непосредственно во время шопинга.

Следующий шаг на рынке рекомендательных систем предпринят компанией Gigabeat. Решив, что опций, поддерживаемых одной технологией, для успешной работы недостаточно, создатели Gigabeat интегрировали музыкальный анализ, коллаборативную фильтрацию, рецензии критиков и отклики пользователей.

Несмотря на то что рекомендательные сервисы интенсивно развивались, исследовательское агентство Jupiter опубликовало в 2001 году прогноз, в котором утверждалось, что бурное увлечение этими серви-сами скоро пройдет, так как потребители теряют интерес к очередному из них, пробуют следующий, а потом забывают, что они нашли нового и где.

Если эти сайты не будут работать в партнерстве с провайдерами/ дистрибьюторами контента, о них быстро забудут.

В том же 2001 году началось объединение файлообменных сетей и рекомендательных сервисов. Еще судясь с RIAA, в марте 2001 года Napster приобрел сервис по рекомендации музыки компании Gigabeat. Подписку планировали открыть летом 2001 года, однако Napster был закрыт, и эти планы не сбылись. Интернет-адрес Gigabeat.com в настоящее время занят сайтом, посвященным портативному музыкальному плееру Toshiba GIGABEAT Digital Audio Player (конкуренту iPod).

Еще один рекомендательный сервис принадлежал компании Music Buddha, Inc из Сан-Франциско . Система анализировала элементы звукового ряда и предоставляла характеристики цифровой музыки для бизнеса, а также рекомендации по выбору музыки для потребителей.

Не все пионеры рекомендательных технологий дожили до сегод-няшнего дня. Но среди них есть такие, которые успешно действуют и поныне, например Music Genome Project™ компании Savage Beast Technologies . Эта система не требует от пользователя никаких усилий, она просто мониторит поведение абонента в сети: что ищет и прослушивает (какие песни/альбомы, произведения каких артистов), что приобретает в магазинах партнеров. Информация постепенно накапливается, уточняя профиль предпочтений клиента.

Вероятно, это самая мощная навигационная и промоутерская система по музыке. Savage Beast сотрудничает с: онлайновыми музыкальными магазинами; интернет-порталами; сервисами, действующими по подписке; рекорд-лейблами; розничными магазинами (в виде электронных киосков); интернет-радио-провайдерами; легальным P2P- сервисами; производителями электронной аппаратуры; поставщиками контента для мобильных телефонов.

Savage Beast и его крупнейшие клиенты

Проблемой идентификации музыкальных произведений с помо-щью внутренних характеристик музыки занимался целый ряд компа-ний. Agent Arts, Friskit, HiFind, Mood Logic, Mongo Music, Music Buddha и Savage Beast привлекали для классификации и описания музыки респондентов.

Cantametrix и Mongo Music формировали свои базы данных с помощью машинного распознавания мелодий.

В области извлечения музыкальной информации остается ряд не-решенных проблем: сегментация мелодий, отделение голоса, иденти-фикация исполнителя и т.д.

11.2. Обзор разработок в области распознавания цифровой музыки

eTantrum

Компания eTantrum представила некоммерческую открытую версию музыкальной идентификации Music ID Service в сентябре 2000 года. Это была первая система, успешно идентифицирующая музыкальный файл по форме аналоговой волны и акустическим характеристикам. Сервис поддерживал такие форматы, как MP3, Vorbis, WAV, CDs, и позволял пользователям определять, что именно они скачали из интернета. (В сети обращаются одни и те же музыкальные файлы под разными названиями, поскольку они могут переименовываться кем и как угодно.) Технология eTantrum устанавливала артиста, альбом, на-звание песни, ее жанр и соответствующим образом маркировала файл. Происходило все следующим образом: когда пользователь начинал проигрывать мелодию, клиентское ПО eTantrum Music ID создавало уникальную цифровую «подпись» для песни и пересылало ее в качестве запроса на серверы eTantrum Music ID Service. А оттуда поступала правильная информация об интересующем контенте.

Uplister

ПО компании Uplister, формировало базу плей-листов, созданных пользователями, и позволяло обмениваться ими всему коммьюнити Uplister. Благодаря встроенному модулю абонент мог получать рекомендации от тех людей, мнению которых он доверял. Программа помогала находить единомышленников, просматривать их плей-листы с комментариями, ссылками и картинками. Кроме того, в базе хранились плей-листы знаменитостей. В конце 2001 года компания планировала запустить сервис по подписке, но 8 октября 2001 года свернула деятельность, не найдя источников финансирования.

Mongo Music

Этот сервис появился в результате маркетинговой войны Microsoft с RealNetworks, в результате которой Microsoft решила создать собственный сервис для прослушивания музыки.

Первоначально планировалось предлагать музыку только в виде потокового аудио. Однако с приходом Mongo Music, компании, приобретенной Microsoft в сентябре 2000 года, первоначальный замысел изменился. Mongo Music, специ-ализировавшаяся в области обработки цифрового сигнала, предложи-ла технологию рекомендаций на основе характеристик любимых песен слушателя. Музыка классифицировалась как разными людьми, так и с помощью компьютерных расчетов.

Gracenote (www.gracenote.com)

Компания Gracenote - разработчик технологии Music ID. Ее интернет-сервис идентифицирует аудиозаписи с помощью анализа данных звукового файла и сопоставляет «метаданные» с конкретной записью. Сервис от Gracenote обладает крупнейшей в мире онлайновой базой аудио-CD и названий песен CDDB, охватывающей множество on-line сервисов, включая Apple's iTunes Music Service.

Tuneprint (www.tuneprint.com)

Tuneprint - это система распознавания, работающая вне зависимости от формата, степени сжатия информации и наличия водяных знаков. Обрабатывая файл, Tuneprint предоставляет системе метаданные, устраняя ограничения на информацию . В Tuneprint использованы психо- акустические и статистические технологии, позволяющие создавать уникальные аннотации для каждой аудиозаписи. Пятисекундный фрагмент любой мелодии сличается с базой данных и быстро идентифицируется.

Friskit (www.friskit.com)

Friskit представляет собой микс аудиоплеера (RealPlayer от компании RealNetworks) и поисковика музыки. Технология позволяет искать потоковое аудио по всему интернету непосредственно с помощью плеера. Поиск можно вести по имени исполнителя, жанру и готовым мик- сам, таким как «Танцевальная вечеринка», «Хиты 60-х» и т.д. Найденные мелодии автоматически проигрываются на плеере. Кроме того, ПО позволяет клиентам создавать свои собственные миксы, посылать музыку друзьям по e-mail или приобретать ее напрямую у on-line ретей- леров - партнеров компании.

MoodLogic (www.moodlogic.com)

В течение 3-х лет компания опросила десятки тысяч респондентов об их предпочтениях в музыке и собрала более 800 млн ответов.

Параллельно компания разработала комплексные алгоритмы, позволяющие систематизировать собранную информацию, и выстроила мощную инфраструктуру, способную обслуживать бизнес и потребителей. Утилита сканирует музыкальную коллекцию пользователя, после чего сравнивает «отпечатки» файлов с онлайновой базой и позволяет исправить некорректные тэги и метаданные (информацию об артисте, альбоме, треках и т.д.)./>

С помощью программного обеспечения MoodLogic Software пользо-ватели больших музыкальных коллекций могут легко и быстро создавать сборники не по исполнителям или наименованиям треков, а по самым разным признакам: жанр, настроение, темп... Например, если абонент хочет послушать музыку, ассоциирующуюся со счастьем, в танцеваль- ных ритмах или относящуюся к 90-м годам, он с помощью фильтра MoodLogic получает микс из таких мелодий. Программа автоматически управляет коллекцией MP3-файлов, поэтому от человека не требуется никаких дополнительных усилий: достаточно указать вводные данные (артиста, настроение, год...) - и система подготовит соответствующую подборку. Микс песен можно собрать буквально одним кликом. Для этого нужно выбрать подходящую мелодию и нажать кнопку Mix - программа сформирует под образец весь ряд. Пользователь может слушать музыку на компьютере, пересылать на MP3-плеер или записывать на CD.

Relatable (www.relatable.com)

Relatable - один из ведущих провайдеров технологий по расширенной идентификации аудио- и видеоконтента. Запатентованная система Relatable Engine основывается на коллаборативной фильтрации и сопоставлении параметров контента. Анализируются одновременно две вещи - индивидуальные потребительские предпочтения пользователей и характеристики того музыкального контента, который они слушают (жанр песни, ритм, темп, акустические характеристики и т.д.). Накапливая информацию о музыкальных интересах абонентов, Relatable может знакомить пользователей со схожими вкусами, а также создавать «виртуальную людскую молву», помогающую клиентам обнаруживать новых исполнителей и новую музыку. Эта технология интегрируется с любым устройством, передающим цифровую музыку и подключающимся к интернету (портативные плееры, карманные персональные компьютеры, мобильные телефоны).

11.3. Гибридные рекомендательные системы

Siren Systems' Soundflavor (www.sirensystems.com, www.soundflavor.com)

Система расширенного поиска музыки, навигации и персонифицированных рекомендаций; разрабатывалась в течение пяти лет. Она сочетает в себе объективные метаданные, искусственный интеллект и пользова-тельские рейтинги. Фильтрация контента происходит по сотне параметров, от простых - темп, год, жанр произведения, до сложных - роль отдельного инструмента в мелодии и качество текста. В Soundflavor разработан ряд фильтров, часть из которых настроена на определенные параметры музыки (например, песни с женским вокалом и акустической гитарой), а еще часть соответствуют различному настроению или контексту восприятия. Soundflavor улавливает, какой песенный жанр предпочитает человек и каких исполнителей. Существует веб-сайт Soundflavor (www. soundflavor.com), с помощью которого посетители музыкальных магази- нов, абоненты служб подписки и различные интернет-коммьюнити могут находить подходящие произведения и людей со схожими воззрениями.

MusicMobs (www.musicmobs.com)

Система MusicMobs создана для отслеживания привычек слушателей, оказания помощи в поиске новой музыки и налаживания контактов с единомышленниками. Утилита Mobster от MusicMobs мониторит музыку, звучащую на плеерах iTunes, Winamp, и, исходя из играющего в данный момент трека, выдает предложения по песням или исполнителям. При этом формируются сразу два списка для прослушивания: в одном уже имеющиеся у пользователя мелодии, в другом - те, которых в его коллекции еще нет. Прогноз составляется на основании потреби-тельских рекомендаций с Musicmobs.com. в О О Mobster

S®(D «*> ми» Нірим In Your Library Not In Your Library 0 Muse Eels >f| @ Travis Joy Division 0 Placebo Badly Drawn Boy 0 Underworld The Hives 0 Bjork The Verve 0 Me tallica The Flaming Lips 0 Daft Punk The Streets Nancy Sinatra The Smiths 0 Tenacious D Interpol 0 Frank Sinatra Queens Of The Stone Age 0 Iggy Pop Manic Street Preachers 0 Yeah Yeah Yeahs Sigur Ros 0 Gary Jules Zwan 0 Elastica Supergrass 0 Bernard Herrmann The Postal Service 0 Paul Oakenfold The Shins 0 Al Hirt The Darkness 0 Charlie Feathers Simon & Garfunkel My Bloody Valentine Corillaz Jimmy Eat World Rage Against The Machine The Pillows Portishead « Soundgarden * Слева представлен список артистов, которые уже есть в музыкальной библиотеке абонента, справа - исполнители, которых в его коллекции еще нет.

MediaUnbound's AudioInsight (www.mediaunbound.com) Сервис образовался в результате партнерских договоренностей ряда сервисов . Рекомендательная система AudioInsight составляет персо- нальную музыкальную программу путем сложного анализа слушательских предпочтений, современных методов построения моделей покупательского поведения и распознавания внутренних атрибутов музыки. В основе сервиса лежит микс экспертных оценок музыкальных аналитиков и технология «интеллектуального агента». Программа постоянно изучает приоритеты подписчиков и помогает им обнаруживать и про-слушивать произведения из каталога Pressplay. Это ПО было внедрено во все версии сервиса Pressplay, им можно воспользоваться на Yahoo, MSN, MP3.com.

11.4. Персонально настраиваемые интернет- радиостанции

Интернет-радиостанции начали экспериментировать с коллабора- тивной фильтрацией музыки с 1990-х годов. Для формирования профайлов предпочтений одни радиостанции (например радио Yahoo's Launchcast) предлагают слушателям вручную выставлять рейтинг песням, другие (радио Last.fm) не требуют от своих абонентов ничего, автоматически выявляя приоритеты по поведению клиентов.

Yahoo's Launcheast (http://launch.yahoo.com/launchcast/)

Yahoo's Launchcast позволяет слушателям подобрать репертуар. Сервисом можно воспользоваться как на платной, так и на бесплатной основе. Бесплатно предлагается ограниченное число опций, но и в этом случае можно настроить станцию так, чтобы звучали любимые музыкальные жанры и исполнители.

Регулируя вещание персональной станции, пользователь для начала может указать предпочитаемые им жанры и 4-х любимых исполнителей/группы. Потом он может уточнять настройки, присваивая рейтинги песням, певцам и альбомам. Это можно делать в процессе прослушивания или на странице конкретного исполнителя. Чем больше музыки ранжирует абонент, тем лучше Launchcast подбирает для него мелодии.

Транслируя песню, плеер Launchcast указывает причину, по которой она предложена слушателю. Это делается для того, чтобы абонент точнее мог настроить свой профиль и система оптимальнее подбирала бы для него программу вещания, в которую войдет как известная слушателю музыка, так и та, с которой он еще не знаком.

Но как бы тщательно слушатель ни ранжировал контент, в бесплатном режиме система накладывает некоторые ограничения. В частности, программы, составленные редакторами сайта, могут не совпадать полностью с приоритетами клиента. Но и тут пользователю предлагается активно ранжировать музыку, так как при составлении следующих программ редакторы учитывают клиентские оценки. Кро-ме того, система не предоставляет слушателю желаемую музыку, если не решены вопросы с правообладателями. По этой причине в каталоге Launchcast значится только 150 000 песен.

Однако для подписчиков сайта многие ограничения снимаются. За $35,99 в год или за $3,99 при помесячной оплате пользователь получает доступ к большему числу станций, ему не докучает реклама, система максимально учитывает его предпочтения и не дает в эфир мелодии, которые слушатель оценил негативно. Подписчик может не-ограниченно перескакивать с одной песни на другую, если она ему не нравится. Кроме того, ему предоставляется право перед началом про-слушивания каждый раз настраивать станцию под свое настроение (проранжировав несколько произведений).

У подписчиков сайта есть еще одна возможность знакомства с новой музыкой. Просматривая профайлы, плей-листы других зарегистрированных музыкальных фанов, слушатель может найти абонента с близкими вкусами. Этого человека можно назначить «влияющим на него» и тогда песни, высоко оцененные виртуальным советчиком, будут проигрываться на персональной станции абонента.

Для лучшей навигации на сайте представлены новости, редакторские рецензии, интервью с артистами и рейтинги.

11.5. Партнерство независимых рекомендательных систем c провайдерами контента (онлайновыми музыкальными сервисами, е-ретейлерами)

Автоматизированные рекомендательные системы лучше работают в паре с провайдером контента, будь то пиринговая сеть, легальный музыкальный сервис типа iTunes Music Store или интернет-радио. Сам по себе рекомендательный сервис без возможности прослушать трек целиком не вполне полноценен, а если предлагать такую опцию на платной основе, возникнут проблемы с привлечением клиентов.

GenieLab (www.genielab.com)

Примером независимой рекомендательной системы, состоящей в партнерских отношениях с on-line музыкальными сервисами, является GenieLab.

Если рядом с именем рекомендованного артиста стоит иконка Amazon, iTunes или Microsoft MSN Music, это означает, что, кликнув на любую из них, пользователь попадет на сервер данного партнера GenieLab и сможет прослушать там образец рекомендованной музыки и при желании приобрести ее. Сама система рекомендаций предоставляет информацию об артистах, их фото, а также сообщает о наличии их музыки на партнерских онлайновых музыкальных сервисах.

У GenieLab есть встраиваемое ПО GenieLab Widget, которое работает в тандеме с iTunes. Оно мониторит ту музыку, которую пользователь проигрывает на iTunes, и посылает запрос на GenieLab.com об ее исполнителе.

11.6. Рекомендательные системы в электронной коммерции

Многие крупнейшие коммерческие веб-сайты используют рекомендательные системы для повышения продаж. Делается это тремя способами:

посетители сайта часто просматривают интернет-странички и ничего не приобретают. Цель рекомендательных систем - помочь найти товар, способный заинтересовать покупателя;

рекомендательные системы могут предложить посетителю приобрести какие-то товары дополнительно к его покупке. Это может происходить, например, на стадии расчета, исходя из того ассортимента, который уже находится в «корзине» покупателя. При грамотных рекомендациях размер заказа возрастает;

завоевание лояльности покупателей. Когда конкуренты находятся на «расстоянии» одного-двух кликов мышкой, эта бизнес-стратегия очень актуальна. Формируя дополнительные позитивные характеристики, рекомендательные системы повышают лояльность покупателей. Сайты инвестируют в узнавание персональных вкусов своих посетителей и затем используют эти сведения для качественных рекомендаций, а также для формирования комфортного пользовательского интерфейса. В ответ покупатели предпочитают те сайты, которые лучше отвечают их потребностям. Чем больше клиент пользуется рекомендательным сервисом, обучая его в соответствии со своими приоритетами, тем удобнее для него этот сайт. На потребительскую лояльность влияет и выстраивание отноше-ний между покупателями. Люди возвращаются на сайт, где реко-мендуются визави, с которыми им приятно контактировать.

11.6.1. Примеры рекомендательных систем, используемых в е-коммерции

Amazon.com

На Amazon.com действуют несколько вариантов рекомендательного сервиса.

Как и многие подобные сайты, Amazon структурирован в виде информационных страниц для каждого конкретного товара. Покупатель видит средний покупательский рейтинг товара, его цену, описание, краткую редакторскую рецензию Amazon, отзывы покупателей. Также на странице помещена рекомендация: «Люди, приобретшие этот товар, также приобрели следующее...»

Amazon постоянно отслеживает перемещения посетителя по сайту, какие товары он просматривает, какие приобретает. На основании покупательского поведения система помогает найти то, что может заинтересовать клиента.

Amazon располагает и более совершенным рекомендационным сер- получите наилучшие рекомендации, рассказав нам о ваших прошлых покупках или о своем любимом артисте/группе

любимый артист/группа

зная больше о том, что вам нравится и не нравится, мы сможем давать вам более точные рекомендации

висом (см. рис.).

выбор категории

We can recommend a greater W Alternative Rock

Blues Г Box Sets С Children's Music Г Christian & Gospel

Classic Rock

Classical О Country Г Dance & DJ

проранжируйте музыкальные композиции любимого исполнителя или предпочитаемого вами жанра

ранжирование нескольких песен

Folk

Hard Rock & Metal

Indie Music

j'tciv .Jin: n и

выбор жанра Потребительские предпочтения на Amazon.com выявляются с по-мощью анализа приобретенных и проранжированных товаров, а также товаров, уже принадлежащих покупателю (о которых он сообщил сервису). Затем система сравнивает потребительские вкусы конкретного клиента с другими пользователями, и на основании совпадения вкусов генерируются рекомендации.

Каждый раз, когда зарегистрированный пользователь заходит на Amazon, в рубрике «Новое для вас» сервис сообщает ему об индивидуально подобранных недавних поступлениях.

Рекомендательный сервис на OD2 (www.ondemanddistribution.com) Это совместный проект по продаже музыки через интернет крупнейшего в Европе on-line музыкального сервиса On Demand Distribution (OD2) и корпорации Microsoft . Рекомендательный сервис SonicSelector для Windows Media Player позволяет европейским пользователям Windows Media Player покупать музыку в специальных on-line магазинах OD2. Данный сервис - конкурент аналогичной услуги iTunes Music Store фирмы Apple.

SonicSelector работает с каталогом из 350 000 музыкальных компо-зиций, каждая стоимостью 0,75 евро. С помощью этого сервиса поль-зователь может напрямую выходить на розничные магазины OD2 и загружать купленную в них музыку на портативные устройства. Ге-нерируя рекомендации, SonicSelector анализирует произведения, куп-ленные пользователем в прошлом, и сопоставляет полученную инфор-мацию с базой данных музыкальных предпочтений фанов. По мере работы с системой профиль пользователя уточняется, и рекомендации становятся адреснее.

Рекомендательный сервис на EMusic (www.emusic.com) Тандем рекомендательного сервиса AgentArts (www.agentarts.com) и ведущего онлайнового музыкального сервиса EMusic, принадлежащего Vivendi Universal, возник в мае 2001 года. Поскольку EMusic располагает постоянно растущим музыкальным каталогом, в котором наряду с известными исполнителями фигурируют новички, проблема навигации стояла достаточно остро. После подписания соглашения с AgentArts подписчики EMusic получили в свое распоряжение поисковую систему, учитывающую персональные предпочтения пользователя. С тех пор система выработки индивидуальных рекомендаций улучшилась.

Upto 11 (www.upto11.net)

Технология Р2Р облегчает легальный и нелегальный обмен музыкой. Но как узнать о новых произведениях и найти мелодии по вкусу? Сами по себе пиринговые сети неспособны решить данную проблему. Uptoll - это сервер, генерирующий рекомендации на основе музыкальных коллекций, которыми обмениваются в пиринговых сетях.

11.7. Рекомендательные системы - средство промоушна независимых исполнителей

iRate радио (irate.sourceforge.net)

За исключением сайта Gods of Music (www.godsofmusic.com), публикующего рецензии на МР3-файлы, печатные издания и радиостанции не интересуются независимыми музыкантами, распространяющими свои произведения через интернет. Для авторов, не работающих с лейблами, остро стоит проблема промоушна. В сети выложено огромное количество бесплатных МР3-файлов, о которых никто не знает.

Новое ПО, помогающее находить музыку независимых исполнителей, создал новозеландец Энтони Джонс (Anthony Jones) . Это программа iRATE радио (http://irate.sourceforge.net), которая ищет в сети МР3-файлы (только легальные и свободно распространяемые), формирует соответствующую базу данных и проигрывает музыку как ра-диостанция. При этом iRATE радио не снабжает пользователя MP3

файлами, а предоставляет ссылку на то место, где хранится музыка, чтобы абонент мог ее скачать. ПО работает на 3-х платформах - Linux, Windows, Mac.

Генерируя рекомендации, iRATE радио использует рейтинги слушателей со сходными вкусами (коллективное фильтрование). Сервер анализирует оценки абонента и сопоставляет их с баллами других пользователей. Чем больше песен оценивают слушатели, тем точнее работает коллективный фильтр. Сервис использует только труд добровольцев. Таким образом, iRATE радио - это система коллективной фильтрации с архитектурой клиент/сервер. Bad Religeon / Supersonic (Unrated/0) - iRATE radio ¦ -ІПІХІ Action Settings Info «jiJ» Now playing: Ba d Religeon / Supersonic This sux Yawn Not bad Cool Love it Info Artist | Track I Rating I Plays I Last 1 Minuteman Bad Religeon Thin

Supersonic Not downloaded 0 Unrated 0 ситуация будет развиваться еще динамичней. Лидеру в этой нише - Apple Computer Inc. - принадлежит около 70% рынка плееров .

Распространение портативных цифровых плееров

12% ¦ ? 11%

2003

2004 10% 9%

9% 6% 5%

5% 5%

3%

3%

2%

4% 2% 0% 12.1.1. Разновидности плееров В настоящее время выпускается несколько разновидностей пор-тативных плееров. Самые распространенные - МР3. Они в свою очередь бывают трех типов: МРЗ-плееры на базе флэш-памяти; CD-плееры, проигрывающие компакт-диски с МРЗ-файлами, и МРЗ-плееры на базе жестких дисков.

Флэш-плееры

МРЗ-плееры со встроенной и вставляющейся флэш-памятью самые компактные. В них не используются движущиеся части, поэтому они в отличие от MD-плееров, CD-плееров и других видов МРЗ-плееров, не боятся тряски.

Первый МРЗ-flash в 1998 году представила американская компания Rio Audio (сейчас входит в D&M Holdings). Устройство называлось Rio РМР З00, объем памяти в нем составлял З2 МБ. С тех пор МРЗ-flash значительно усовершенствовались: многократно вырос объем памяти (сейчас практически не встречается моделей менее 128 МБ), а габариты заметно уменьшились.

Флэш-плееры можно разделить на несколько групп: «традиционные» (вес 60-70 г с большим дисплеем, позволяют устанавливать флэш- карты), «сверхкомпактные» (вес З0-З5 г, но из-за уменьшения размеров в них нельзя вставлять карты памяти, а дисплеи относительно невелики) и плееры на базе USB-накопителей (компактных размеров, не требующие специальных программ для записи музыки).

Росту продаж МРЗ-плееров способствует стремительное снижение цен на флэш-память, интеграция МРЗ во все более широкий круг устройств и создание легальных сайтов для скачивания музыки из интернета.

CD-плееры с поддержкой формата MP3

MP3-CD-плеер проигрывает обычные аудио-CD, а также умеет воспроизводить диски CD-ROM с записанными на них МРЗ-файлами. В зависимости от компактности эти устройства делят на «толстые» и «тонкие».

Плееры на базе жестких дисков (HDD-плееры)

МРЗ-плееры на базе жестких дисков - это последняя разработка в семействе МРЗ . Объем жесткого диска 8 ГБ соответствует, например, около 90 часов МРЗ-музыки или 15 CD-ROM-дискам с МРЗ-файлами. Недавно появились устройства, в которых используются миниатюрные жесткие диски объемом от 1,5 до 4 ГБ. Бесспорным лидером в области плееров на жестких дисках является компания Apple. Именно ее модель iPod, разработанная в 2002 году, считается эталоном в этой подгруп- пе. Последние модели этих плееров комплектуются памятью 20-40 ГБ и вмещают до 10000 песен (это против сотни песен на МР3-flash).

Цена МР3-HDD выше МР3-flash, и эти устройства потребляют боль-ше энергии. Как и в случае с устройствами на флэш-памяти, HDD-плееры можно использовать для переноса данных между компьютерами.

В отличие от первых плееров, поддерживавших один-единственный формат сжатия музыки, да и то зачастую с ограничением по максимальному и минимальному битрейту, современная звуковоспроизводящая техника способна распознавать многие типы файлов. Производители плееров, поддерживающие максимальное число форматов, получают за счет этого конкурентное преимущество. В то же время ведущие производители MP3-плееров стараются поддерживать только родственные форматы, оказывая тем самым давление на конкурентов.

12.1.2. МР3-плееры и их влияние на развитие музыкального рынка

Самый популярный портативный цифровой плеер - iPod, на него приходится 50% мирового рынка (включая flash-плееры и HDD-плееры). С момента его выхода на рынок продажи достигли 10 млн шт. Наряду с iPod от Apple, на рынок продвигается другая звуковоспроизводящая техника - Creative, Rio, Sony и др. Ведущие компании - производители бытовой электроники, стоящие за разработкой крупнейших музыкальных on-line сервисов - Apple, Microsoft, Sony и RealNetworks - выпустили свои собственные устройства и программное обеспечение. Например, сервис Apple's iTunes в настоящее время совместим только с портативным плеером Apple iPod. Ряд ведущих on-line сервисов и производителей плееров использовали технологии Microsoft, благодаря чему они совместимы друг с другом, но несовместимы с технологиями Apple, Sony и RealNetworks. Онлайновый сервис Sony Connect, например, предлагает песни в формате Sony ATRAC, который совместим только с плеерами Sony.

Параллельно стремительно растет рынок DVD-плееров. В 2001 году распространение DVD-плееров в американских семьях составило 41%. В 2003 году цифры выросли до 70%. В Западной Европе и Японии в 2001 году этот показатель равнялся 19% и 28% соответственно, а в 2003-м - 47% и 42% (по данным IFPI, 2003). Поставки проигрывателей

DVD в 2003 году в США достигли 22,92 млн шт., в Японии - 5,93 млн шт. По прогнозу компании Jeita, мировые продажи DVD-проигрывате- лей к 2006 году достигнут 88 млн шт.

12.2. Рынок рингтонов

Звонок мобильного телефона - рингтон - к настоящему времени превратился из способа привлечения внимания абонента в самостоятельный высокотехнологичный продукт, цена на который колеблется от $0,99 до 2,50 (иногда до $4) .

По разным оценкам, мировые продажи рингтонов в 200З году составили около $З млрд (примерно 10% объема всего мирового музыкального рынка). В 2005 году было продано свыше 2 млрд рингтонов на общую сумму $600 млн (при объеме международного рынка музыки порядка $12 млрд). В 2005-м было куплено в 2 раза больше рингтонов, чем в 2004-м. По прогнозам компании A.T. Kearney, скачивание мелодий на мобильные телефоны в 2006 году достигнет 30% всех музыкальных продаж.

Самыми популярными мелодиями для мобильных телефонов в 2005 году на Западе стали композиции 50 Cent Candy Shop (1,9 млн загрузок) и Gwen Stefani Hollaback Girl (1,2 млн загрузок). У российских пользо-вателей, по данным контент-провайдеров, наибольшей популярностью пользовались мелодии из кинофильма «Ночной дозор» (группа «Ума- турман») и «Ресницы» («Братья Грим»). За первую половину 2006 года лидером продаж в Европе стала Crazy Frog («Сумасшедшая лягушка») - она стимулировала более 20 млн скачиваний. Самый популярный ринг- тон в Китае разошелся тиражом аж 300 миллионов штук!

В последнее время быстро набирает популярность ringback tones - мелодия, которую вместо гудков вызова слышит тот, кто звонит.

Среди самих рингтонов различается несколько видов: простой ринг- тон для недорогого телефона; полифоническая мелодия, адаптирован- ная под конкретную модель; краткая версия реального музыкального произведения; специально написанная музыка.

Считается, что рынок рингтонов возник в США в 2002 году. Чтобы войти в него, корпорация Sony приобрела тогда небольшую нью-йорк-скую компанию Run Tones Inc., специализирующуюся на развлекательном контенте для мобильных телефонов. Следом Warner Music Group объявила о начале продаж рингтонов на своем веб-сайте. В конце 2003 года поисковая интернет-компания Infospace Inc. купила за $25 млн Moviso LLC, одного из наиболее крупных посредников между звукозаписывающими компаниями и телеком-операторами. В 2004-м японский телеком For-side.com Co. приобрел двух более мелких конкурентов Moviso. По мере роста рынка рингтонов журнал «Billboard» совместно с консалтинговой компанией Consect LLC начал публиковать чарты продаж мелодий для мобильных телефонов.

Рост популярности рингтонов во многом происходит благодаря производителям телефонов. Все модели последних поколений без ис-ключения полноценно поддерживают MP3-формат. Среди западных контент-провайдеров появилось новое название, обозначающее MP3- мелодию для мобильного телефона - мастертон.

Растущий рынок рингтонов сталкивается с рядом проблем. Одна из них - согласование интересов сторон при заключении контрактов на превращение песни в рингтон. Например, чуть не полгода шли переговоры о хите Yeah! звезды хип-хопа Usher. Причиной стали разногласия компании T-Mobile USA Inc. с агентом, представлявшим одного из семи авторов. Только в августе 2004 года, когда песня уже покинула чарты, компания уступила, и Yeah! вышла на рынок. При продажах 40 тыс. копий в неделю этот рингтон мгновенно стал бестселлером, однако из-за продолжительной задержки все участвовавшие в переговорах стороны потеряли миллионы долларов неполученного дохода.

Другая проблема - пиратство. По данным исследовательской компании Forrester Research, из сотен сайтов, предлагающих пользователям рингтоны, очень немногие заключают соглашения со звукозаписываю-щими компаниями. Скачивание в течение года неограниченного коли-чества рингтонов у «серого» оператора стоит всего $9,99. По оценкам британской компании Envisional, занимающейся интернет-мониторингом, потери мировой музыкальной индустрии от незаконного скачивания рингтонов могут достигать до $1 млн в день.

Один из методов борьбы с пиратством - соглашения между производителями сотовых телефонов, операторами сотовой связи и зву- козаписывающими компаниями. Так, в 2003 году компания Motorola подписала на три года соглашение с MTV на $70 млн на разработку и распространение рингтонов. В борьбе с пиратством участвуют и сами музыканты. В частности, альбом Эминема «Encore» помимо музыкальных композиций содержал и рингтон, созданный на основе одной из песен данного альбома.

Еще один путь противостояния пиратству - ограничения на проигрывание рингтонов. Так, сайт Ringtonejukebox.com предлагает большую коллекцию необычных звуков, включая «дьявольские заклинания» и «стрельбу в охваченной паникой толпе». Однако подходят они только для четырех моделей Motorola. Nokia предлагает технологию, позволяющую пользователям создать собственный рингтон, но качество звучания обеспечивается только на телефонах Nokia. Похожую услугу предлагает и Motorola - Motomixer позволяет выбрать музыкальный стиль (джаз, латино или рок), добавить гитарное соло или более быстрые ударные. Однако поддерживают полученный результат только операторы AT&T Wireless и Cingular Wireless. Мадонна продает рингтоны своих хитов, включая Into the Groove и Lucky Star в сотруд-ничестве с m-Qube Inc. - компанией, которая нанимает профессио-нальных музыкантов, чтобы создавать версии рингтонов. Однако опе-ратор Sprint Corp. предоставляет их только для трех моделей Samsung Electronics Co., а Verizon Communications Inc. - только для телефонов LG Electronics Inc. или Motorola Inc.

Очевидно, что развитие рынка рингтонов во многом будет зависеть от договоренностей между различными участниками. Камень преткновения - распределение доходов от продажи мелодий . Соперничество главным образом разворачивается между музыкальными издателями и звукозаписывающими компаниями. Доходы от рингтонов по мотивам существующих мелодий обычно идут издателям, обладающим правами на музыку и слова. Их доля составляет 30% с продаж. Звукозаписывающие компании, которым принадлежат права на определенное исполнение, пытаются увеличить свою долю прибыли от рингтонов, в которых используются отрывки реально существующих записей, утверждая, что это лишь иной формат обычных продаж. В этом случае большая часть средств идет им. Верх пока одерживают звукозаписывающие компании, контролирующие 40-50% продаж. Од-нако подобная расстановка сил приводит к тому, что лишь часть ката-лога музыкальных издателей доступна в формате рингтона.

По мере развития технологий звукозаписывающие компании надеются использовать мобильные телефоны для дистрибьюции записей высокого качества. Многие из них сотрудничают со своими ведущими исполнителями, записывая ремиксы для получения коротких, от 90 секунд до 2 минут, версий для рингтонов, а также создавая клипы спе-циально написанных песен, вместо кратких версий.

Если раньше фирмы звукозаписи ориентировались на то, как будет звучать песня в формате радио, то теперь они ориентируются на звучание в формате рингтона. В частности, Бритни Спирс в формате рингтонов продается плохо, а раз так, ее перспективы весьма туманны. Ведь если исполнитель успешно продается только на уходящих носителях, это априори способно принести компании лишь небольшую часть доходов. Руководитель телекоммуникационного подразделения Universal Music International Цедрик Понсонт отмечает: «Мобильные телефоны являются ключевым каналом для распространения музыки в будущем, очень важно переосмыслить способ создания и распростра-нения контента».

<< | >>
Источник: Долгин А.Б.. Экономика символического обмена. 2006

Еще по теме 11. Средства навигации в интернете:

  1. Глава 8. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТА
  2. 2. Роль и место аналитической разведки средствами Интернета
  3. Подготовка к навигации
  4. 6.3. Сервисные возможности навигации
  5. Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России)
  6. интернет
  7. РОЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТА
  8. Глава 32. Распоряжение товарами и транспортными средствами. Использование полученных средств
  9. 6. Государственные СМИ в интернете
  10. 71. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
  11. 7. Региональные медийные ресурсы в интернете
  12. СМИ в Интернете. Доправовой срез проблемы
  13. 2. Русский медийный интернет: периодизация
  14. ИНТЕРНЕТ - НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
  15. Знакомства в Интернете
  16. ИНТЕРНЕТ
  17. 72. ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ