>>

Абсолют АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — средневековый философ, теолог, поэт


Родился в Jle Пале, близ Нанта. Был учеником Росцелина из Компь- ена, Гильома де Шампо в Париже и Ансельма в Лане. В 1113 г. открыл свою школу на окраине Парижа, приобретя необычайную популяр-ность как преподаватель.
В 1114— 1118 гг. возглавил кафедру соборной школы Нотр-Дам; к этому же периоду относится и драматическая исто-рия его любви к Элоизе, закончившаяся их уходом в монастырь (1119). Абеляр явился одним из основателей схоластического метода, исходным принципом которого служит сомнение (сочинение «Да и нет»), подчеркивающее проблемный характер философской или тео-логической мысли и разрешаемое посредством логического анализа текста, т.е. диалектики. Возвышая роль диалектики, Абеляр тем самым ограничивает веру «разумными ос-нованиями» («понимаю, чтобы ве-рить»). Диалектика оказывается единственным путем к истине, позволяющим понять, что, помимо священного писания, нет ничего непогрешимого, и мнения философов, теологов и даже отцов церкви хотя и авторитетны в той или иной степени, но отнюдь не окон-чательны. Важнейшим вопросом диалектики, по Абеляру, является проблема универсалий, в решении которой диалектика высту-пает как лингвистический ана-лиз, устанавливающий отношение имен к вещам и наоборот. Критикуя позиции своих учителей по этому вопросу — крайний реализм Гильома де Шампо и крайний номинализм Росцелина, утверждавшего, что универсалии суть лишь «дуновение голоса» — Абеляр выдвигает собственную теорию (сочинение «Диалекти-ка»), далекую от однозначного толкования. Традиционно позиция Абеляра рассматривается как концептуализм на том основании, что, несмотря на его оппозицию крайнему реализму, он также отрицал понимание универсалий как слов, используя вместо этого понятие «sermo», и рассматривал универсалии в качестве общих понятий, получающих известную реальность в сфере ума. Современники Абеляра, включая Иоанна Сол- сберийского, тем не менее считали его номиналистом (ибо не означает ли «sermo» речь?). Кроме того, от-вергая понимание универсалий в качестве вещей и признавая реальное существование лишь отдельных вещей, он все же утверждал, что общие понятия имеют основание в реальном мире как образы, представляющие собой результат абстраги-рования от индивидуальных свойств вещей, заслужив в данном случае название критического реалиста. Однако главный интерес Абеляра сосредоточен в области диалектики, или логики. В отличие от Росцелина, Абеляр подчеркивает, что «универсалия» не просто слово как физическое явление, но слово, имеющее определенное значение в связной речи и выступающее, таким образом, в качестве предиката. В связи с этим он стремится выявить логический статус или роль предикатов в предложениях. Последняя опреде-ляется тем, что предикаты добавляют к предложениям, частью которых они являются. При этом содержание предиката может быть расшифровано только через его значение в предложении, в котором нечто утверждается о вещи, без ссылки на какой-ли-бо объект. В этом плане можно говорить об отсутствии у Абеляра теории универсалий, поскольку любая теория универсалий требует отождествления содержания предиката с объектом, будь то реальная вещь, слово или понятие. Тео-логические взгляды Абеляра по некоторым вопросам расходились с принятым толкованием. Его теологическое сочинение о догмате троичности («О божественном единстве и троичности») было осуждено на Суассонском соборе в 1121 г. Повторному осуждению его взгляды были подвергнуты на соборе в Сансе в 1140 г.
| >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме Абсолют АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — средневековый философ, теолог, поэт:

  1. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  2. Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н. э.) — древнеримский поэт и философ
  3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  4. Глава IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ТЕОЦЕНТРИЗМ
  5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. 2. Философия в эпоху Средневековья
  8. Религия, теология и философия
  9. Средневековая философия — это
  10. Теология выше философии