<<
>>

АБСОЛЮТИЗАЦИЯ

(лат. absolutus — безусловный) — абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называ-емые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, существующие сами по себе.

В идеалистических философских системах А. сопряжена с поиском вечной, бесконечной, духовной первоосновы мира, выражаемой пограничным понятием ("абсолютный дух", "абсолютное Я" и т. д.). Такого рода языковые конструкции, описывающие принципы причинности и первого основания, принимаются в качестве реальных принципов восприятия, понимания, реконструкции действительности. Представления о самостоятельном существовании пу-стоты, или вакуума, имевшие место в науке Нового времени, нашли отражение в идее существования "абсо-лютного пространства", не связанного с чем-либо внешним, безусловного, что было критически воспринято Лейбницем, утверждавшим, что "не существует пространства без мате-рии". В науке А. — придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотети-чески конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах ("абсолютно твердое те-ло", "абсолютно непроводящее тело", "абсолютная величина (модуль)" и др.).
А. в науке — достижение определенной полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания.

С. В. Воробьева

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — осново-полагающее понятие гегелевской философии, выражающее безуслов-ную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А. И. — это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновре-менно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абст- рактно-всеобщего к конкретному, частному.

Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т. е. обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития. На первом этапе А. И. предстает в виде ло-гической А. И., как "идеи-в-себе", лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А. И. — это природа, или идея в ее "инобытии", "самоотпустившая" себя в чужое, положенное, правда, ею же самой, чтобы затем "извести из себя это иное" и снова "втянуть его в себя", став субъективностью, духом. Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А. И. вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Таким образом, она превращается в абсолютный дух, "идею-в-себе-и-для-себя" — завершающее звено, реализующее саморазвитие А. И., выступающей на этом этапе предметом гегелевской философии духа. Соблюдая не только букву, но и дух гегелевского учения, следует заметить, что А. И., абсолютное не существует оторванно от природы и конечного духа, до них или раньше их. Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только логическая идея, потом — природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто временному прохождению аб-солютным одной ступени за другой. Сам Гегель полагал, в частности, что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый Гегелем в заклю-чительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство всех своих моментов. В этом смысле, взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее, таким образом, говорить не о "переходе" абсолютной логической идеи к при-роде, а от нее к духу (это, по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АБСОЛЮТИЗАЦИЯ:

  1. АБСОЛЮТИЗАЦИЯ
  2. СТРУКТУРА
  3. Романтизм
  4. МЕТАФИЗИКА (от греч. ta meta ta physica — то, что идет после физики
  5. ДВИЖЕНИЕ
  6. 2. Неопозитивизм
  7. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
  8. НЕОТОМИЗМ
  9. ПСИХОАНАЛИЗ
  10. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
  11. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
  12. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕС-КАЯ ФОРМАЦИЯ
  13. ХОЛИЗМ (греч. holos - целый
  14. АКТУАЛИЗАЦИЯ
  15. Категории определенности
  16. АКТУАЛИЗАЦИЯ
  17. § 2. Философия — идеология
  18. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
  19. 1. Методологическая функция философии для идеологии и политики
  20. 2. Формы познания