<<
>>

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ



философские категории, обозначаю-щие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобще-ние, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное со-держание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключе-ния, законы, математические струк-туры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различается несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами ха-рактеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого от-ношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуаль-ной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности за-фиксировать каждый элемент бесконечного множества, т. е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенци-альной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т. е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на ма-териальных моделях). К. (лат. соп- cretus — густой, твердый, сросшийся) — реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении — это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках. Деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
С. В. Воробьева
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ:

  1. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  2. АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
  3. § 2. Абстрактное мышление
  4. Абстрактное знание — вторая разновидность опытного.
  5. Про движение к конкретному
  6. Принцип конкретности истины
  7. Упражнение 18. Восхождение к конкретному
  8. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НА КОНКРЕТНЫХ РЫНКАХ ТРУДА
  9. ГЛАВА 3.2 МОИ КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
  10. АВТОМОБИЛИ: ИССЛЕДОВАНИЕ НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ
  11. § 2. Порядок производства конкретных процессуальных действий
  12. КОНКРЕТНЫЕ СПОСОБЫМИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙНАГРУЗКИ В ПОДРОБНОМ ИЗЛОЖЕНИИ