<<
>>

АБСТРАКЦИЯ


— результат процесса абстрагирования, т. е. отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению элемента (объекта) исследования.
Абстракция как момент процесса познания фиксирует по преимуществу сущест-венные свойства, связи изучаемого предмета или общие свойства, признаки, отношения совокупности объектов. В науке абстракции оформляются в понятия. Научные абстракции воспроизводят пред-мет исследования в «чистом виде» и позволяют более глубоко проникать в суть вещей. Некото-рые абстракции в науке имеют значение основных категорий и составляют основу определенных отраслей научного знания (идеальный газ, атом, точка, сто-имость). Абстракция — это нечто одностороннее, неразвитое, вырванное из конкретной взаимо-связи; это сторона, фрагмент кон-кретного. Абстракция является необходимой ступенью на пути к мысленно конкретному воспроизведению сущности предмета. Основанием формирования абст-ракций является общественная предметно-преобразующая дея-тельность — практика. Именно в этой деятельности человек це- ленаправленно извлекает, получает существенные свойства предметов.
АВЕНАРИУС Рихард (1843— 1896) — швейцарский философ, основатель эмпириокритицизма. Философия Авенариуса является реакцией на философский идеализм, возрождение которого пришлось на последнюю треть XIX в. Придя к убеждению в «бесплодности» идеа-лизма, Авенариус счел материализм тоже недостаточным и выступил с идеей «третьего» пути в философии, который поможет уйти от старых метафизических дихотомий и проблем. Главная метафизическая ошибка идеализма и материализма, по его мнению, заключается в удвоении мира посредством проекции восприятий вовне сознания или инт- роекции восприятий, мыслей вовнутрь. А это противоречит принципу наименьшей траты сил, который Авенариус рассматривал как основополагающий принцип познания. Данный принцип требует устанав-ливать мировой порядок возможно более простым способом. Философия в целом является мышлением о мире сообразно принципу наименьшей траты сил. А такое мышление изображает мир не психическим, не физическим, а нейтральным полем опыта, где субъект («центральный член») и объект («противочлен») слиты («принципиальная координация»). Процесс познания — это организация нашего опыта с позиций наименьшей траты сил. Познание мотивировано биологически, его смысл в поддержании равновесия со средой.
АВЕРРОЭС, Ибн Рошд (1126—1198) — арабский мыслитель, живший в Кордове (Испания). Выдающийся комментатор и последователь Аристотеля. В полемике с Аль-Газали доказывал несотворимость и неуничто- жимость первоматерии и движения. Считал, что макрокосму при-сущи самодетерминизм и пространственная замкнутость. В связи с этим божество, по его мнению, ограничено необходимостью превращения виртуальных потенций природы в ее актуальное бытие. Космология Аверроэ- са обусловила его понимание человека и процесса познания: ду-ша связана с телом, загробная жизнь отсутствует, как и индивидуальное бессмертие. Но всеоб-щий человеческий разум как воплощение связи поколений — бес-смертен. Сверхиндивидуальный интеллект созерцает абсолютную истину, к которой индивиды под-нимаются усилием собственных познавательных способностей.
Такое понимание процесса познания послужило основанием так называемой теории двойственной истины. Религия у Аверроэса приобретает характер рационалистической теории, удовлетворяю-щей требованиям чистого разума, и потому становящейся верой для
интеллектуалов, философов. Удел основной массы простых людей с чувственно-образным мышлением — традиционная религия, требующая слепой веры и аллегорического понимания. Философия Аверроэса оказала значительное влияние на европейскую философию Средних ве-ков и Нового времени, на формирование идеи достижения совершенства с помощью научно-философского знания.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Бла-женный) (354—430) — крупнейший христианский мыслитель периода патристики (I—VIII вв. н. э.) и один из наиболее выдающихся «отцов церкви». В поисках истины об-ращался к трактатам Цицерона, ма- нихейцев, неоплатоников, но обрел ее лишь в христианстве, к которому он пришел в 387 г. под влиянием проповедника и миланского епископа Амвросия. Позже и сам Августин был возведен в сан епископа. В своих произведениях подверг осуждению свои прежние, как он считал, ошибочные взгляды «языческого» философа (труд «Исповедь»). К главным работам Августина относятся также «О троице» (400—410), где систематизированы его теологические воззрения, и «О граде Божьем» (412—426). В последнем трактате содержатся историко-философские взгляды Августина. Борьба между светской (дьявольской) державой и царством Божьим, воплощенном в церкви, представлена им
Аврелий Августин
как борьба зла и добра. Способ изложения в трудах Августина несистематичен, содержит резкие переходы, бурную критику и эмо-циональный пафос. Его творчество, не имея монолитного система-тического характера, является как бы источником вдохновения для последующей христианской фи-лософии. При этом Августин так или иначе опирался на античную философскую традицию, почерп-нутую в изложении неоплатоников, хотя христианской окрашенности своей философии сам он придавал огромное значение. Его мировоззрение было теоцентрич- ным. Бог первичен и является высшей сущностью (summa essentia). Отсюда— превосходство души над телом, воли и чувств — над разумом. Бог не только единожды сотворил мир, но продолжает творить его, постоянно сохраняя. Бог является важней-шим предметом познания, познание же относительных, преходящих вещей бессмысленно (поэто-му столь мало внимания уделяет Августин естественным наукам, искусству и культуре в целом). Направленность к Богу естественна для человека, и только че-рез соединение с ним и испытание своей души человек обретает счастье. Это происходит в силу того, что душа человека близка Богу и бессмертна. В этой концепции прослеживается влияние
Агностицизм
Платона и неоплатонизма. Душа познает Бога, тело же препятствует ей. Превосходство души над телом требует заботы о душе и подавления чувственных желаний. У Августина, как и у Платона, существуют два мира: идеальный (в Боге) и реальный (в пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю). Основой духовной жизни, по Августину, является воля, а не разум. Он исходит из того, что сущность вещи проявляется в ее активности. Актив-ность души — в ее воле, разум же — пассивен, созерцателен. Таким образом, от идей рационализма и ин-теллектуализма Августин переходит к принципу волюнтаризма. Истину о Боге не может познать разум, но лишь вера, относящаяся скорее к воле. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания, не возвышая разум, но лишь дополняя его. Фило-софия Августина отвергает идею ав-тономного положения науки, где разум являлся бы единственным сред-ством и мерилом истины. Это пони-мание соответствовало духу христианства, и на этой основе моша строиться последующая фаза — схоластика. Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Земная иерархия есть лишь отражение иерархии небесной, «монархом» которой является Бог. При этом в духовном плане все люди равны перед Богом. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и Божественной истории, текущих в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств — града Божьего и града земного. После прихода Иисуса Божий град усиливается все более, вмещая лучшую часть человечества, заслужившую у Бога спасение и милосердие; в земном же граде остаются эгоисты и стяжатели, забывшие Бога. При этом особое положение в истории занимает Церковь как зримый представитель царства Божьего на земле. Понимание общества у Августина является теократиче-ским. Августин заложил основы новой христианской философии со всеми ее противоречиями (между Богом и миром, верой и знанием, конечным и бесконеч-ным, добром и злом и д.). Он отбросил классический подход греков, основанный на интеллектуализме и объективизме, представил мир как продукт сверхъесте-ственной силы и творение милости, а воле приписал первенство над разумом.
Адлер
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме АБСТРАКЦИЯ:

  1. АБСТРАКЦИЯ
  2. АБСТРАКЦИЯ
  3. Про пользу абстракций
  4. АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
  5. АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
  6. Про движение к конкретному
  7. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
  8. ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ МЕТОД
  9. СУЩЕЕ
  10. Идея движения по уровням познания
  11. НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям