АБСУРД
(лат. ad absurdum — исходящий от глухого) — термин интеллектуальной традиции, обознача-ющий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит.
Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Согласно сознанию такого типа, адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. — по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это — реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу — выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзи-стенциализму, — постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Эта единственная деятель-ность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство — такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие А. нередко использовалось в середине 20 в. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания (см. Синергетика), либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С. Беккета, Э. Ионеско, С. Дали, А. Тарковского и мн. др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости ут-верждения. В повседневной жизни понятием "А." принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения как "абсурдную" оценивают саму си-туацию. (См. также Камю.)А. А. Грицанов
АБУЛИЯ (греч. а — отрицательная частица, bule — воля) — совокупность определенных патологических нарушений психической регуляции поступков и действий человека, сопро-вождающихся нерешительностью; сла-боволие (не смешивать с одноименной чертой человеческого характера). Сопряжена с проявлениями ипохондрии, меланхолии и неврастении. Нередко обусловлена конфликтом между раз-личными чувствами и представлениями. Во внешне безысходных ситуациях А. может выявиться как побочное следствие вывода о бессмысленности любых позитивных действий.
А. А. Грицанов
Еще по теме АБСУРД:
- ТЕАТР АБСУРДА
- АБСУРД
- Об акциях, ипотеке и банках. Добра пожаловать в царство абсурда
- ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
- Оглавление
- КАМЮ Альбер (1913—1960) — французский эссеист и литератор
- НАГАРДЖУНА
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910
- Экзистенциализм Жана Поля Сартра
- Эпоха Просвещения
- Не убий... а вот если поранишь, будет смешно
- ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
- Экспресс–кредит
- НОНСЕНС
- 3. Антропологическое направление
- ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
- ЗЕНОН:
- 34. Неотомизм: новое видение теории естественного права