<<
>>

АГАПЕ

(греч. agape — любовь к ближнему; лат. — caritas) — понятие, которым в дохристианском ми-ропонимании обозначалась деятель-ная одаряющая любовь в отличие от эроса, или "страстной любви".

Важное место понятие А. занимало и в философии Плотина. Впоследствие в границах раннехристианской обряд-ности таинство евхаристии соверша-лось вечером (отсюда А. — "вечеря любви", или схожее — "тайная вечеря"). Эти собрания первых христиан именовались также "вечери Господ-ни", полагавшие возможность обще-ния с Господом, либо "вечери любви", предполагавшие братское общение верующих между собой. Позже эти обряды (таинство евхаристии и "вече-ри любви") постепенно дистанцировались друг от друга. Когда же хрис-тианство стало легальной и, тем более, по сути государственной религией, евхаристия и "вечери любви" были жестко разграничены, последние даже подвергались гонениям, осужде-нию и запретам со стороны ряда по-местных соборов.

А. А. Грицанов

АГНИ ЙОГА, или Живая Этика, Учение Жизни, — религиозно-фило-софское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духов- но-практического опыта современ-ного человечества.

А. Й. изложена в книгах Учения, представляющих со-бой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) Востока с Е. И. и Н. К. Рерихами (см.: Рерихи, семья), записанные в 1920—1940-е во время странствий и жизни семьи Ре-рихов в Индии, Тибете, других вос-точных странах. Учение А. Й. состо-ит из следующих книг: 1) Листы сада Мории. Зов; 2) Листы сада Мории. Озарение; 3) Община (монгольский и рижский варианты); 4) А. Й.; 5) Бес-предельность, ч. 1, ч. 2; 6) Иерархия; 7) Сердце; 8) Мир Огненный, ч. 1, ч. 2, ч. 3; 9) АУМ; 10) Братство; 11) Над-земное (эта книга не была издана при жизни Е. И. Рерих). Одна из главных целей А. Й. — "огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений" (Е.
И. Рерих). А. Й. претендует на синтез всех йог и религий, на объединение их духовных практик, выражение их сущности, указывает на единую бытийную, духовно-энергетическую основу ми-роздания — Пространственный Огонь. Эта стихия выдвигалась как сущно-стная во многих учениях и религиях: священный Огонь Зороастра, огонь Гермеса, Гераклита и стоиков, египетский "Пта-Ра", Бог Агни в ин-дуизме, "Бог есть Огонь" в христиан-стве. А. Й. обобщает этот духовный опыт и продолжает цепь учений жизни. Философская основа А. Й. строится на двух центральных идеях тайноведения (эзотерического уче-ния): 1) неотделимости и неотъем-лемости Бога или Божественного Начала от Вселенной; 2) единстве основного элемента Духо-Материи: "Материя есть кристаллизованный Дух", а "Дух есть определенное со-стояние Материи". Законы жизни едины для всего Мира. Путь эволюции проходит через физические и духовные ступени, включал общест-венный и государственный строй, и применение космических законов послужит усовершенствованию их форм. Космогенезис и антропогене- зис А. Й. заключает в себе "Тайную Доктрину" Блаватской. Космология А. Й. представляет Вселенную мно-жеством миров, в которых сущест-вует жизнь на разных ступенях развития сознания. Земля — один из таких миров, где проходит совер-шенствование человеческий дух. Выделяют три основных плана бы-тия: 1) Мир Плотный (физический); 2) Мир Тонкий (астральный); 3) Мир Огненный (ментально-духовный). Другие сферы жизни станут доступными и понятными на более высоких ступенях совершенства человечества. "Новая ступень близится человечеству — сообщение с дальними мирами" — говорится о будущем направлении эволюции. Беспредельность — одно из основных понятий в А. Й., описы-вающее космическую эволюцию жизни и неограниченные возможности развития самого человека, его творческого потенциала. Беспредельность тождественна по смыслу с Абсо-лютом. Духовной основой мирозда-ния, благодаря которой происходит движение по направлению совершен-ствования, является Иерархия Света, Братство, Высокие Духи, объеди-нившиеся ради труда на Общее Благо.
Иерархия есть и закон Мироздания, и планомерное сотрудничество, и духовная "Лестница Иакова", по которой восходит человеческий дух в устремле-нии к источнику Света, в познании Истины. Человек, по А. Й., — мик-рокосмос, подобный Макрокосмосу. "Человек" — это дух, идущий через века. Внутреннюю сущность человека составляет огненное тело. Признавая учение о перевоплощении, А. Й. раскрывает законы эманации духа на землю, его воплощения и эволюцию, опираясь на духовно- практический опыт жизни великих Подвижников духа. Важнейшим он-тологическим положением А. Й. является учение о мысли. А. Й. стремит-ся обобщить опыт мировых религий и философий о мысли; древняя мудрость Индии говорит: мысль есть первоисточник мироздания, Будда указывал на значение мысли, слагающей сущность человека. Лао-Цзы, Конфуций, Христос, все Учителя и великие мыслители учили силе мыс-ли. От великого Платона, сказавше-го: "Мысли управляют миром", до современных ученых мысль утверж-дается как важнейший творящий и движущий фактор мира. Мысль, по А. Й., является тончайшей энергией мироздания. В современную эпоху "энергетического мировоззрения" (Н. К. Рерих) А. Й. дает понятие о психической энергии, которая есть великий АУМ древних учений. Психическая энергия есть всена- чальная энергия, она лежит в основе проявления Мира, запечатлевает об-разы на космической субстанции и олицетворяет духовность и устрем-ление. Под разными именами она упоминается в религиях и филосо-фиях: Дух Святой в христианстве, София у эллинов, Сарасвати индусов, солнечный Митра персов и др. В гносеологии А. Й. исходит из древ-нейшего принципа всех мировых учений и философий — "познай самого себя" и дает изложение учения о центрах, чакрах человеческого ор-ганизма: "...центры дадут человече-ству новую ценную науку...". А. Й., синтезируя мистический опыт индуизма, буддизма, каббалы, суфизма, исихазма, указывает на семь главных центров, соответствующих семи принципам человека. Семь принципов суть: 1) физическое тело; 2) аст-ральный образ; 3) Кама; 4) низший Манас; 5) высший Манас; 6) Буддхи; 7) Атма.
Семь центров суть: 1) му- ладхара (физический); 2) свадхист- хана (половой); 3) манипура (солнечное сплетение); 4) анахата (сердце); 5) вишудха (горловой); 6) адана (межбровный); 7) сахасрара (мозго-вой). Развитие огненных центров не-обходимо для эволюции человечес-кого духа и восприятия тончайших космических энергий. Оно достигается в труде самосовершенствования, безмолвной молитве, устремленной к Высшему, и служении Общему Благу. На эволюционном пути определя-ющим является совершенствование сознания. Продвижение по духовной лестнице предполагает расширение и очищение сознания, утончение восприятий и постоянное устремле-ние духа. Этика А. Й. базируется на положении о единстве принципов общечеловеческой нравственности всех религий. Нравственные законы, как и законы космические, законы Бытия, — едины для всего человече-ства. Базисом этической философии А. Й. является тезис о том, что "все должно быть совершено человечес-кими руками и человеческими нога-ми". Высшие знания постигаются только в жизни, в ежедневном труде, насыщенном любовью, творчест-вом и лучшими устремлениями че-ловеческого сердца. Первоосновой этических принципов является сер-дечность (искренность). Сердце вы-двигается как срединное начало, Связующее со всеми Мирами, как средоточие жизни и духа, как Солн-це и Храм человека. Только чистое сердце способно воспринимать тон-чайшие энергии и быть очистителем и оздоровителем жизни. А. Й. предо-стерегает от низших психических явлений (медиумизм, одержание или бесовство, психизм), от занятий хатха-йогой, от механических способов воздействия на центры. Социологическая доктрина А. Й. выделяет три основные особенности современной эпохи, "ближайшие дары эволюции": 1) психическую энергию, управляю-щую народными движениями, разви-тием рас и наций; 2) кооперацию (или общинность) человеческого социума и стремление к всечеловеческому единству; 3) женское движение, тенден-цию к утверждению равноправия мужского и женского начал. Основу этических и социально-политических изменений должен составить труд на общее Благо. В учении А. Й. содержатся многие медицинские, аст-рологические, научные, психологические и другие знания, рассматривающие жизнь во всех ее многообразных аспектах.

В. В.Лобач

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АГАПЕ:

  1. АГАПЕ
  2. ФИЛИЯ(греч. philia - любовь в синонимии англ. to like в отличие от to love
  3. ФИЛИЯ
  4. СТОРГЕ (греч. storge - привязанность
  5. СТОИЦИЗМ
  6. ЛЮБОВЬ
  7. Глава 13. ОБРЕЗАНИЕ БРАКА
  8. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни
  9. ПИЕТИЗМ
  10. Авторы статей
  11. Виды (оттенки) любви
  12. ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА
  13. ОГЛАВЛЕНИЕ
  14. Авторы статей
  15. ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965
  16. § 3. Субъекты финансового права
  17. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  18. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  19. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  20. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения