<<
>>

АГНОСТИЦИЗМ

(греч. а — отри-цание, gnosis — знание) — философ-ская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать со-ответствие познания действительности, а следовательно, выстроить ис-тинную всеобъемлющую систему знания.

Вырастает из античного скептицизма и средневекового номи-нализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытате-лем Т. Гексли для обозначения непо-знаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скепти-цизма отрицается истинное как предмет мысли, т. е. релятивизиру- ется всякое бытие, неважно, сенси-бельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придер-живаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажет-ся". Для А. же характерно понима-ние истинного как всецело сенси-бельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном.) Традиция А.
берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отри-цанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания — причинности, который, с его точки зрения, лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Челове-ческое познание, с этой точки зре-ния, — цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предполо-жений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал — ма-тематическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впе-чатление", "веру в существование предмета", "идею". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета.
Идеи представляют со-бой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т. е. чисто мировоззренческие вопросы, ока-зываются лишенными смысла. На-пример, вопрос об объективной ре- альнссти сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, суще-ствуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая трансцендентально-кри- тическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, зада-ваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности — воля или бессознательное, интуиция). А. разви-вается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциа- лизм — признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно — функция от соглашения сооб-щества познающих, а не от факта действительности. Традиция пози-тивизма, порывая с метафизикой, про-должает линию юмовского А. Идеа-лом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносео-логическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведе-ние нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные мо-дификации человеческого сознания и языка в их относительности.

Д. В. Майборода, А. Н. Шуман

АГРЕГАТ (лат. aggregare — со-брать в стадо) — понятие для обозна-чения скопления, несистемного мно-жества каких-либо материальных вещей, предметов, образовавшегося посредством неупорядоченного на-громождения ("агрегации") его ком-понентов (частей) друг на друга. Для компонентов А. (в противопо-ложность организму или системе) характерно отсутствие внутренней связи между ними.

С. Ю. Солодовников

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АГНОСТИЦИЗМ:

  1. АГНОСТИЦИЗМ
  2. АГНОСТИЦИЗМ
  3. Принцип познаваемости
  4. Проблема познаваемости мира и философски скептицизм
  5. ЭМПИРИОМОНИЗМ
  6. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  7. СКЕПТИЦИЗМ
  8. Идеи Локка в последующей философской мысли
  9. 2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
  10. ДАВИД ЮМ
  11. ГНОСТИЦИЗМ
  12. БЕСКОНЕЧНОЕ