<<
>>

Ахура Мазда

— мудрый бог-творец. Его окружают бессмертные святые (амеша спента), персонифицированные воплощения божественной сущности. Это

истинный порядок, добрые мысли (воху мано), мощь владычества, "армайти", т.е.

любовь бога к людям, совершенство и бессмертие. ЗАРАТУСТРЕ мир видится как арена борьбы между двумя принципами:

святым духом как посредником между Маздой с его творениями и противостоящим ему духом зла. Этот дуализм пронизывает весь космос: "И были в начале два этих духа, близнеца, которые, по их собственному слову, означают добро и зло в мыслях, речах и делах. И праведные сделали верный выбор между ними". В этой борьбе силы зла представлены ложью, дурными мыслями и насилием. Древние боги (дэвы) — также демоны зла, пы-тающиеся отклонить человека от мудрости и закона (аша).

Согласно позднему учению, эта борьба длится в общей сложности в течение 4 периодов по 3000 лет каждый. Человек, по ЗАРАТУСТРЕ, наделен "костяным", т.е. телесным, и духовным началом. Перед ним стоит выбор между добром и злом, а сделав правильный выбор, он может помочь добру победить окончательно.

В конце времен утвердится царство Ахура Мазды. Последним решающим космическим событием будет суд над миром. Каждый человек будет тогда привлечен к ответу за свои мысли и дела.

Выбравшие сторону зла подвергнутся жестоким карам. Добрые же будут награждены благом и бессмертием. Величественное царство Ахура Мазды венчают правый порядок и лучшие мысли.

Обзор 29 Возникновение

Колыбель западной философии — греческие колонии на побережье Средиземного моря: в Ионии (Малая Азия) и в Южной Италии. Процветавшая там торговля со всем известным тогда миром доставляет греческим городам-колониям не только благосостояние, но и познания других народов:

в математике, астрономии, географии, хронологии (календарь), чеканке мо-неты, пользовании бумагой (папирусом) .

Знакомство с другими культурами возбуждает любознательность и расширяет духовный горизонт греков.

Для этой эпохи характерны начало перехода от господства родовой знати к иным политическим формам жизни (тирании, демократии) и связанные с ним кризисные внутриполитические явления. В это время духовной переориентации происходит поворот, охарактеризованный ключевыми словами "от мифа к логосу" (В. НЕ- СТЛЕ). Объяснение действительности, связанное с образами антропоморфных бо-жеств, сменяется отныне

поисками естественных рациональных принципов, способных истолковать миропорядок и место в нем человека.

Однако этот переход не был внезапным, и мифологическое мышление, особенно у досократиков и даже у Платона, еще проглядывает во многих местах.

Важнейшие основные черты античной философии:

попытки разрешения проблемы первоначала (архё) и первопринципа (логос) мира и в связи с этим поиски его единой основы;

темы, связанные с понятием "алётейя" (истина как г-гесокровсиное): бытие, истина, истинное познание;

интерес к природе человека и его нравственному предназначению: устройство души, благо (агатбн) и добродетель (аретё). В индивидуальной этике — проблема достижения эвдемопии (блажен-ства).

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Ахура Мазда:

  1. ЗОРОАСТРИЗМ
  2. Китай II / Даосизм; моизм
  3. Указатель имен
  4. 5.1. Анализ тенденций развития конкурентной ситуации
  5. Что такое маркетинг
  6. 2.3. Разработка вербальной составляющей рекламного сообщения
  7. § 3. Субъекты финансового права
  8. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  9. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  10. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  11. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  12. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  13. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  14. § 3. Система финансового права