АКСАКОВ Иван Сергеевич
(1823— 1886) — русский публицист и обще-ственный деятель, поэт. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. По образо-ванию юрист (в 1842 окончил Петер-бургское Училище правоведения).
Редактор многих периодических из-даний: "Русская беседа" (1858— 1859), "День" (1861—1865), "Москва" (1867—1868), "Русь" (1880 — 1886). Пропагандист идей славянофилов. За радикальную критику политического и церковного устройства России 12 лет не имел возможности печа-таться. Разделял некоторые воззре-ния западников относительно оцен-ки современного им состояния России. Выступал за отмену крепостного права и телесных наказаний, против гонений на сектантов. А. — "один из самых выдающихся вождей русской партии", горячий патриот и ревност-ный православный, враг Запада вообще и римской церкви в частности, питающий отвращение к папству и чувство омерзения к иезуитам..." (В. Соловьев). Один из центральных моментов творчества А. — анализ со-стояния религиозности и православной церкви в России. В отличие от своего старшего брата К. С. Аксакова, А. не идеализировал общинное прошлое русских и утверждал, что и до Петра I на Руси было распространено рабское, извращенное пони-мание христианства: в политике это вылилось в подчинение Церкви госу-дарству, в быту — в идеологию "До-мостроя" (А. не принимал такую низкую мораль, как мораль "Домо-строя". Относительно состояния пра-вославной церкви 19 в. А. писал, что "наша церковь... прилагает... порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова", что половина прихожан "только по наружности принадлежат Православной церкви и удерживаются в ней только страхом государственного наказания...".) А., как и Киреевский и Хомяков, видит выход в разгосударствлении пра-вославия, в воспитании в человеке "живого внутреннего единства и це-лости...", что не позволит впасть в фарисейство, в почитание форм, а не Сущности. Центральной для А. была идея народности — совокупности жизненных, нравственных и ум-ственных особенностей, присущих низшим сословиям общества. А. предлагал дворянскому сословию "самоупраздниться", тем самым рас-пространив собственные привилегии на все население России. Преодолеть отчуждение между властью и про-стыми людьми, по А., способна лишь подлинно народная интелли-генция в своей главным образом духовной ипостаси. Бердяев называл А."сторонником идеальной монар-хии", которая живет по нравственным законам независимой Церкви. В отличие от поздних славянофилов (например, Данилевского), А. признавал идею общечеловеческой культуры, но все же верил, что мир будущего — это славяно-русский мир, пронизанный православной верой. В 1886—1887 вышло 7-томное издание сочинений А.Д. К. Безнюк
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817—1860) — русский публицист, историк, филолог. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. Окончил филологический факультет Москов-ского университета. В 1833—1840 участник кружка Станкевича (за-падники). Основные сочинения: "Ло-моносов в истории русской литературы и русского языка" (магистерская диссертация, 1840); статьи (написа-ны в 1852—1854) "Родовое или об-щественное явление был изгой?", "Публика — народ. Опыт синони-мов", "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" — из-даны в книге, "Теория государства у славянофилов" (сборник статей, 1898) и др. В студенчестве испытал влияние Гегеля (по словам Чичерина, А. был уверен, что "русский народ преимущественно перед всеми другими призван понять Гегеля"). Переводил Шиллера и Гёте. Как фи-лолог создал собственное учение о языке. Исторические труды посвя-щены истории славян. С начала 1840-х перешел на позиции славяно-фильства, развивал в основном соци- ально-политические аспекты этого течения,автор концепции "земли и государства". Как и у всех славя-нофилов, у А. центральное место занимает проблема анализа самобыт-ности русской культуры и истории, своеобразия личности в русской дей-ствительности.
Общественная струк-тура славян (особенно русских), по А., зиждется не на семье или клане (С. Соловьев), а на общине, осо-бенность которой — воля народа, совокупности личностей. Личность может идти двумя путями — само-обособлением (что ведет к самораз-рушению) или самоограничением во имя целого (общины). Община ("стра-на", "земля") живет по внутреннему нравственному закону, хочет мира, следует заповедям Христа, дает сво-боду личности: "личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма... личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре", где каждый поет своим голосом. Диалектика общинности за-ключается в сохранении личного своеобразия и свободы, но в подчине-нии целому, общим целям. Общин- ность — особенность славянского, русского строя, но воинственные со-седи вынуждают славян создать не-общинный тип жизни — государство ("власть"), которое отделено от об-щины, живет внешним законом и принуждением. Государство образу-ется путем наделения властью из-бранного общиной монарха (в русской истории — призвание варягов Рюрика). Разделяя общину (сферу социального, целого, свободного) и государство, А. критикует Европу за преобладание внешней справедливости (права) над внутренней. В Ев-ропе "правда" (внутреннее начало) стала выражаться в законе в силу чрезмерного развития государствен-ности, в силу того, что европейские государства — плод захватнических войн: "на Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием госу-дарственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяет-ся законом...". В России община и го-сударство, народ и царь жили в мире до реформ Петра I, который отобрал у общины совещательный голос. По мнению А., западные народы (в силу приведенных выше причин) страда-ют или исключительностью, или космополитизмом. Русский народ остается воплощением общечеловеческих принципов и "духа христианской гуманности". Основа русской нравственности — крестьянство, не испорченное цивилизацией. А. не приемлет идею социальной револю-ции и в записке Александру II (1855) советует избежать ее путем дарова-ния демократических свобод (слова и мысли), разрешить созыв земских соборов. Славянофильство А. с его идеализацией общины позволило охарактеризовать его как "настоящего анархиста"(Бердяев)и проповед-ника "мистического демократизма" (С. Венгеров). Еще одна характерная черта А. — в отличие от Хомякова и Киреевского — в том, что он видел в Западной Европе только зло, наси-лие, ошибочную веру (католичество и протестантизм), склонность к теат-ральным эффектам. Но это не поме-шало А. выступать против славянского изоляционизма и национальной ограниченности.Д. К. Безнюк
Еще по теме АКСАКОВ Иван Сергеевич:
- АКСАКОВ Иван Сергеевич
- Александр Сергеевич Меденцов. Шпаргалка по предпринимательскому праву, 2007
- ГОРБАЧЕВ, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ (р. 1931)
- ПАВЛОВ Иван Петрович
- Андрей Сергеевич Грачев. «Пособие» для инспектора ГИБДД. Как грамотно «обуть» водителя на дороге., 2009
- ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954
- ЛАПШИН Иван Иванович (1870-1952
- ИЛЬИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1954) - русский философ и правовед
- СОГЛАШЕНИЕ ОБ УСТУПКЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 2. Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
- СЛАВЯНОФИЛЫ