<<
>>

АКСИОЛОГИЯ


— философ-ское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности. Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на взаимоотношения личности, общества, государства и мира.
Впервые в истории европейской фило-софии Сократом был поставлен вопрос о том, что есть «Благо». В платоновско-гегелевской традиции объективного идеализма ценности рассматривались как неотъемлемая составная часть бытия, т.е. как имеющие объективный характер. Говоря фило-софским языком, аксиология являлась здесь фрагментом онтологии. Платон считает, что Идея, Истина и Благо суть одно. Подобный подход характерен для ре-лигиозной, в частности, средне-вековой философии, где шкала ценностей не только находится в прямой зависимости от Бога, но и располагается в духовном про-странстве созданного им мира. Аксиология как автономное фи-лософское исследование возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действи- тельность», «реальность» расходятся; а во-вторых, происходит размежевание понятий «ценность» и «истина». В самом деле, как только цен-ность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и по-требность ответить на новые вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура челове-ческих ценностей и др. Позже возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу. (Так, например, создание водородной бомбы было крупным научным открытием, а стало быть, яв-ляется научной ценностью, но с гу-манистической точки зрения водородная бомба — анти-ценность, подлежащая уничтожению). Разли-чают несколько подходов к проблемам ценностей. Для первого, условно назовем его, направления харак-терно утверждение о том, что источник ценностей — биопсихологические потребности человека. В то же время можно стандартизировать ценности определенным образом — с точки зрения их «полезности» (прагматизм Ч. Пирса и Дж. Дьюи). Получается, что ценности, имея субъективную природу, каким-то образом соотносятся и с миром эмпирическим, с системой фактов. Второе направление связано с ба- денской школой неокантианства (а именно В. Виндельбандом и Г. Рик- кертом), которые полагали, что ценность — это идеальное бытие нормы, не соотносимое с эмпирическим сознанием. Этот подход был развит в последующих теориях культуры (В. Дильтей, О.Шпенглер, А.Тойнби, М.Вебер), выдвигавших тезис о мно-жественности равноправных цен-ностных миров, о замкнутости и несводимости друг к другу крупных культурно-исторических систем, что исключало идеи преемственности и культурно-истори-ческого прогресса. Для того чтобы понять некоторую совокуп-ность ценностных смыслов, в нее необходимо «вжиться». По суще-ству, отпадает проблема «подлинных» ценностей, т.е. они становятся относительными, релятивными. Это выводит нас в про-блемное поле морального сознания — а существуют ли вообще какие-то неизменные ценности?
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме АКСИОЛОГИЯ:

  1. АКСИОЛОГИЯ
  2. АКСИОЛОГИЯ
  3. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный
  4. Положение человека в космосе
  5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  6. АКСИОМЕТРИЯ
  7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. 5 . Ценностные ориентиры жизнедеятельностичеловека
  9. ЦЕННОСТИ
  10. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  11. АГНОСТИЦИЗМ
  12. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление