<<
>>

АКТУАЛИЗАЦИЯ

(лат. actualis — деятельный, действенный) — 1) действие, направленное на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации; 2) в субъективно-идеалис- тическом учении — абсолютизация принципа деятельности и отождествление реальности с активностью субъекта; 3) в методологии науки — использование актуалистического метода (сравнительно-исторического), согласно которому на основе изучения современных процессов можно судить об аналогичных процессах прошлого; в палеонтологии актуалис- тический метод дополняется данными экологии современного органического мира; 4) в герменевтике — форма понимания текста на уровне его интерпретации, которая предполагает выделение характеристик текста, соотносимых со смысловыми струк-турами читателя (слушателя).

Пре-дельным выражением А. как смыслового погружения в текст является конъюнктуризация; 5) в математической логике — построение бесконечности, мыслимой как завершенная, целостная совокупность объектов, ак-туальная бесконечность (например, множество действительных чисел, заключенных в интервале между числами 0 и 1) в отличие от неактуализиру- емой потенциальной бесконечности (например, множество натуральных чисел); 6) в политике, дипломатии — реализация, приведение в исполнение идеи, плана; придание степени важности (находящейся в зависимости от степени подтверждения, освещения в средствах массовой коммуникации) явлению или действию.

С.

В. Воробьева, Ю. А. Коршунов

АКТУАЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ (акту- ализм) — идущее от Гераклита учение о том, что неизменное бытие невозможно, что, более того, все бытие есть вечное становление, живое движение. Согласно Лейбницу, "суб-станция по своей природе не может быть бездеятельной". В психологии А. Т. выступает против сведения явлений психической жизни к физиологической основе; вместо этого вводится понятие физического акта без лежащей в его основе субстанции.

Метафизическая А. Т. утверждает, что вся действительность сводится в конечном счете к актам деятельности без субстанции, которая лежала бы в их основе (Вундт, Ф. Паульсен).

С. Ю. Солодовников

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia — случай, случайность) — философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, из-менчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, суб-станциального), которое может быть элиминировано без изменения сущно-сти вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Фи-зике",' затем — Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как "реальные А.", существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи "реальных А." Спи-ноза отказался от терминаА. в пользу понятия "модус" (единичное прояв-ление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.

А. А. Грицанов

АКЦИЯ (лат. actio — действие) — одна из аристотелевских категорий. Actio transiens — действие, направленное вовне, на какой-либо иной предмет; actio immanens — дейст-вие, направленное внутрь, на самого себя (например, действие энтелехии в живом существе).

С. Ю. Солодовников

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизированный аналог — Alanus ab Insulius) (1120/1128—1202/1203) — французский схоласт, философ, теолог, поэт, удостоенный титула "Doc- tpr Universalis". Особо популярен в Западной Европе 15 в. Преподавал в Париже, боролся с ересью катаров. Основные сочинения: трактат "О ка-толической вере против еретиков"; трактат "Правила теологии" (134 "пра-вила" или "теологические максимы"); библейский словарь ("сумма") "Словоразличия" (разбор библейских понятий по трем уровням смысла); "Плач природы" (философско-морали- стическое видение в художественной прозе и стихах); гекзаметрическая ал-легорическая эпопея "Антиклавди- ан" (1183—1184) — энциклопедия всеобщих знаний своего времени как теологического, так и нетеологического характера. Богословие стре- милея фундировать на рациональные основания таким образом, чтобы мышление подчинялось прави-лам логики: "У авторитета нос из воску, и его можно повернуть в любом смысле, а поэтому следует подкрепить его разумными доводами". По А. Л., источник порождения при-роды, который она не ведает, — в Боге, истоки мысли могут и должны быть находимы в вере и теологии ми-стического плана. Мистическое по-знание "верит, чтобы познавать", природное познание "познает, чтобы верить".

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АКТУАЛИЗАЦИЯ:

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ
  2. 56. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  3. 5.5. Шаблоны или параметризованные классы
  4. ДОГМАТИЗМ
  5. 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
  6. К изучающим мировую экономику
  7. ОТЧУЖДЕНИЕ
  8. 89. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ
  9. ЗАПАДНИКИ
  10. АПОФАТИЧЕСКАЯ теология
  11. ОТЧУЖДЕНИЕ
  12. ОРГАЗМ
  13. ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  14. ЦЕННОСТИ
  15. НЕВОЗМОЖНОСТЬ.ОРГАЗМ
  16. МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА