<<
>>

АЛГОРИТМ

(лат. algoritmi, algo- ritmus; первоначально — транслитерация имени среднеазиатского ученого 9 в. Мухамеда бен Мусы аль-Хорез- ми) — одно из основных понятий логики и математики.

Термин А. был введен в математику Лейбницем в связи с разработкой им вопросов диффе-ренциального исчисления. Под А. понимают последовательность точно описанных операций, выполняемых в определенном порядке. Примерами А. могут служить точно установленные предписания решения математических, логических, физических и всяких других задач, когда эти задачи являются заведомо решаемыми. Массовость А. понимается как то обстоятельство, что исходные данные задач изменяются лишь в определенных пределах. Детерминиро-ванность А. состоит в том, что путь решения задач предопределен одно-значно. Результативность А. означает, что на каждом шаге процесса решения задачи известно, что считать его результатом. Алгоритмической называют проблему отыскания для ряда конкретных задач как самого А., так и его массовости.

Г. В. Беляев

АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмю- эл (1859—1938) — английский философ-неореалист.

Родился в Австралии, переехал в Англию в 1877. Профессор университета в Манчестере (1893—1923). Один из авторов теории "эмерджентной эволюции". Основные работы: "Моральный порядок и прогресс" (1889), "Птолеме- евский и коперниканский взгляды на место духа во Вселенной" (1909), "Ощущения и образы" (1910), "Основание реализма" (1914), "Простран-ство, Время и Божество" (в четырех книгах, 1920), "Несколько разъяснений" (1921), "Красота и другие формы ценности" (1933), "Историч-ность вещей" (1936) и др. Пафосом творчества А. было "дать ясное опи-сание" мира, в котором мы живем, передвигаемся и мыслим. Философия, с его точки зрения, "...жива описанием: она использует аргументы только как подспорье для понимания фактов, так же как ботаник использует микроскоп".
Свой метод

32 Александер

А. характеризовал как "попытку исключить философские предпосылки и описать то, что действительно при-сутствует в конкретном опыте". В статье "Птолемеевский и коперни- канский взгляды на место духа во Вселенной" А. подверг критике фи-лософский идеализм, особенно в лице Канта. Согласно А., "коперни- канская революция" Канта, поместившая субъекта в фокус системы эмпирической реальности и позна-ния, по сути явила собой "птолеме- евскую контрреволюцию": дух превратился в центр действительности. Дух же, по мнению А., лишь наиболее развитая часть Вселенной, вы-ступающая одним из свойств цещей. Утверждая собственный "новый реализм", А. писал: "Реализм избегает антропоморфизма; помещает человека и сознание на подобающие им ме-ста в мире конечных вещей; с одной стороны, лишает физические вещи окраски, которую им придало суетное или самонадеянное сознание; с другой стороны, устанавливает их границы с сознаниями, исходя из меры их собственного существования". Для подобного реализма присущ натурализм, трактующий че-ловека как лишь одну из конечных вещей (а не как господина универсума). Стремясь преодолеть присущие натурализму установки на "обеднение" и "обесценивание" сознания, А. использовал идею "эмерджентной эво-люции", восходящую к Дж. Г. Льюису ("Проблемы жизни и сознание", 1875) и впоследствии эволюционистски интерпретированную Ч. Л. Морганом ("Инстинкт и опыт", 1912). В соответствии с моделью "эмерд-жентной эволюции" А., материя, как и жизнь, как и психика, "эмерджент- но" ("внезапно", "скачкообразно") возникла из "пространства-времени" Эйнштейна — Г. Минковского. Эта эволюция, по А., инициируется и направляется неким идеальным импульсом — "низусом" (лат. nisus — порыв — термин, встречавшийся уже у Лейбница и Гегеля), устремленным к новому. Согласно А., "многие удовлетворяются, сказав, что это (возникновение нового. — А. Г.) есть дело Божества. Я не использую этого языка, ибо считаю его ненаучным, но соглашаюсь с его ду-хом". (Вселенная, по А., "насквозь исторична, она — сцена движения".) Общность пространственно-временных точек, образующих действи-тельность, породила, по А., не только вещи с их качествами, жизнь, психику, ценности, "ангелов", но и самого Бога.

Онтология А. элими-нирует из "объема" "эмерджентной эволюции" все содержательные на-полнения: в "сухом остатке" у А. об-наруживается лишь "нераздельное" "пространство-время". (По мысли А., "не будет преувеличением ска-зать, что решение всех жизненно важных проблем философии зависит от решения вопроса о сущности про-странства и времени и, конкретнее, об их соотношении друг с другом.) Вещи, по мнению А., начинаются в пространстве и времени и всегда остаются "конфигурациями" пространства и времени. Анализу "категорий" как всепроникающих и вездесущих свойств вещей, как определений пер-вичного материала — пространства- времени, А. посвятил вторую часть ("О категориях") книги "Пространство, Время и Божество". Категории как признаки пространства-време- ни, остающиеся постоянными при всяких изменениях, — субстанция, взаимодействие, тождество, количе-ство, целое, часть, универсальность, отношение и т. д. — А. обозначал как "тот серый или нейтральный по цвету холст, на котором вышиты яр-кие цвета Вселенной". По А., нет "конкретных сущих" и "универсалий" — всякое сущее есть"индиви-дуальное", т. е. сразу "конкретное" и "универсалия". Оно является "кон-кретным сущим", поскольку отлично от других вещей с таким же "общим планом строения"; и "универсальным", ибо один и тот же план строения повторяется повсюду либо как строение того же самого конечного сущего (катящийся мраморный шарик сохраняет свою форму), либо как строение разных конечных сущих (все мраморные шарики обще одинаково устроены). Проясняя в третьей части ("Порядок и проблемы эмпирического существования") кни-ги "Пространство, Время и Божество" вопрос о "соотношении" эмпирических качеств вещей с лежащими в их основании движениями, А. вы-ходит на актуальнейшую проблему философии 20 в. об отношении сознания и тела (см. Тело). Последнее отношение, по мнению А., состоит в том, что тот самый процесс, который воспринимается изнутри, или "переживается" как ментальный процесс, может быть созерцаем как нервный процесс. Физиологические процессы определенного уровня сложности суть акты сознания.
Со-знание есть новое качество, "объяс-нения" возникновения новых качеств у нас нет — по А., он "просто имеет место". (По мысли А., "живое тело является также физическим и химическим... Но новое качество жизни, которым оно обладает, не хи- мично, не механично, но есть нечто новое. Так, части живого тела имеют цвет, но жизнь не окрашена; они материальны, но жизнь не материаль-на; материально лишь тело, которое живет".) Выяснение последовательности и количества стадий генерирования новых качеств — удел естествознания; философ-метафизик же удовлетворяется общим пониманием "уровня существования". Реальность у А. распадается на множество уровней, каждый из них обусловлен непосредственно ему предшествующим, может быть выражен в его тер-минах, но не может быть на его основе "предсказанным". Функции же "познающего" (не обязательно чело-века) иерархизированы так: "наслаждение" собою; "созерцание" низших уровней действительности; "осведомленность" о вещах, однопо- рядковых с ним. "Познающий" более низкого ранга может у А. лишь "предощутить" природу более высо-кого. Пространство-время, по мнению А., постижимо лишь посредством ап-риорной интуиции, выступающей ос-новой и условием всякого ощущения; без нее невозможен никакой опыт. Одновременно, по схеме А., интуиция эмпирична, ибо, ничего не привнося в опыт, она лишь раскрывает его содержание. Обусловлено это тем, что пространство-время и его главные свойства первичны по отношению к сознанию. С точки зрения А., избыточная субъективизация ре-лятивизма, порожденного теорией относительности, неверна: "...ме-тафизически позиция релятивиста есть позиция солипсиста, или, скорее, тот же вопрос ставится, как в солипсистской теории познания". Материальность постигается у А. по-средством чувства сопротивления, не предоставляющего людям конкретной информации о действительности, но при этом однозначно ут-верждающего нас в материальном аспекте последней. По А., такое положение вещей лежит "по ту сто-рону" каких бы то ни было объясняющих реконструкций: "...существование возникших качеств, описанных таким образом, есть нечто такое, что должно быть принято с "естественным благочестием" исследователя...
Оно не допускает объяснения". По сути идеалистически интерпретируя теорию относительности, А. утверждал, что "пространство-время есть система движений, и могли бы назвать пространство-время движением... Точки-моменты должны рассматриваться не как физические электроны, но как метафизические элементы... Они действительны, но, если простительно явное противоречие, они — идеальные действительности". ("Точки-моменты" у А. суть конечные единицы пространства- времени.) Гносеология А. фундировалась предположением о том, что "представление об объекте не есть умственная картина, произведенная вещью в моей душе, но сама вещь или извлечение из нее". Сознание та-ким образом выступает свойством определенных органических струк-тур: дерево не находится внутри на-шего сознании, но предстоит ему как объект, "сопребывающий" с носителем сознания. Материал мира, со-гласно мнению А., нейтрален по от-ношению к сознанию и реальности. Акт сознания у А. суть волевое движение, реакция на объект. Последний постигается именно движением воли — "содержание" ментального акта не является бледной копией его объекта. Этому содержанию присущи психологические свойства, ха-рактерные для ментального акта как процесса (а именно интенсивность и направленность). Познание (свой-ственное, по А., и "психической" компоненте вещей: "материальности" в неорганической природе; "качеству жизни" — в органической; "божественности" — в мире в целом) сводимо к соприсутствию объекта и субъекта. При этом "объекты обязаны сознанию только тем, что они познаются"; познаваемый объект не выводится из опосредующих пред-ставлений, а постигается сознанием непосредственно — в виде собственной "перспективы". Эти перспективные изображения вещей могут просто воображаться или предполагаться, становясь мнениями, лишь будучи дополненными санкцией "да будет так!" спекулятивной воли. Как отмечал А., "истина, руководимая реаль-ностью, создается в процессе общения умов путем взаимного подтверждения или опровержения мнений". А. не допускал существования степеней истины, но полагал возможность ее эволюции.
Умозаключение трактуется А. как предмет логики, и оно, по его версии, "делает совершенно очевидным, что истина есть не про-сто реальность, но единство реальности с сознанием, ибо умозаключение вплетает суждения в систему, система же и последовательность принадлежат реальности не как таковой, но лишь в отношении к сознанию". Общий ключ к пониманию философского мировоззрения А. правомерно усматривать в его трактовке Бога как цели и недосягаемого предела "эмерджентной эволюции", Бога как "бесконечного мира с его стремлением к божеству". (Бог, с точки зрения А., — "это целый мир как обладающий качеством божественности. Це-лый мир является "телом" такого существа, а "божественность" его душой".) А. не допускал придания Божественного статуса пространству- времени, пусть даже бесконечному и творящему: последнему, по его убеждению, поклоняться невозможно и немыслимо, философия может установить, что Бог как особая мета-физическая сущность не существует. Но, полагал А., философия призвана вести к божеству, а не в обратном на-правлении. "Я верю, — писал А., — что теистическая концепция Бога в конечном счете требуется фактами природы". Согласно А., "философия, которая оставляет одну часть человеческого опыта в подвешенном состоянии, не найдя для нее места в мире истины, вызывает серьезные подозрения".

А. А. Грицанов

АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Франц Габриэл (1891 —1964) — американ-ский врач и психоаналитик, один из создателей "психосоматической медицины". Сотрудник Берлинского психоаналитического института. Профессор Чикагского университета (1930), основатель и директор Чикагского института психоанализа (1932—1956), директор Психиатрического и психосоматического НИИ

Лос-Анджелеса (с 1956). Основные сочинения: "Психоанализ совокупной личности" (1927, получил при-знание Фрейда за разработку идеи "супер-эго"), "Источники преступ-ности" (1935, в соавторстве с У. Хи-ли), "Основания психоанализа" (1948), "Психосоматическая медицина" (1950), "Двадцать лет психо-анализа" (1953, в соавторстве), "Зна-чение Фрейда" (1960), "История психиатрии" (1966, в соавторстве) и др. А. в процессе изучения разнообразных эмоциональных нару-шений и психосоматических заболеваний выявлял их зависимость от своеобычных неосознанных внутри- психических конфликтов, усматривая главную причину неврозов ско-рее в деформациях межличностных отношений, нежели в сексуальных отклонениях. Исследовал негатив-ные следствия воспитания детей в непомерной строгости или баловстве. Изучал эволюцию психиатрических идей и сопряженной практики с древнейших времен по настоящее время. Удостоен премии Фрейда Меж-дународной психоаналитической ассоциации (1921).

В. И. Овчаренко

АЛЕКСАНДРОВ Георгий Федорович (1908—1961) — российский советский ученый, историк философии и социолог. Выпускник Московского института истории и философии (1932). Руководитель кафедры истории философии философского факультета этого института (1938— 1941), Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) (1940—1947). Академик АН СССР (1946). Зав. кафедрой истории философии Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) (1946—1955). Директор Института философии АН СССР (1947—1954). Министр культуры СССР (1954— 1955). Зав. сектором диалектического и исторического материализма Ин-ститута философии и права АН БССР (1955—1961), профессор кафедры философии АН БССР, профессор Белгосуниверситета (с 1960). Госу-дарственная премия СССР (1943 и 1946). Основные сочинения: "философские предшественники марксизма" (1939), "Аристотель" (1940), "История западноевропейской философии" (1946), "Очерк истории социальных идей в Древней Индии" (1959), "История социологических учений. Древний Восток" (1959) и др. В 1947 в контексте намечаемого разрыва с идеологией "космополитизма" и"низкопоклонства перед Западом" идеологические структуры ЦК ВКП(б) инициировали критически ориентированную философскую дискуссию (журнал "Вопросы фило-софии", 1947, № 1) по книге А. "История западноевропейской философии". Несмотря на очевидное осуждение историко-философских предпочтений А. (его упрекали в не-достаточной степени "воинствую-щей партийности"), эта односторонняя полемика возродила (впервые после 1920-х) саму идею допустимости некоего плюрализма оценок в рамках ортодоксальной философской и историко-философской пара-дигмы сталинистского типа, а также сопутствовала выходу в свет первого номера журнала "Вопросы фило-софии", посвященного материалам этой дискуссии. Традиция организации дискуссий по актуальным фило-софским проблемам на страницах этого журнала вне зависимости от реальных параметров окружающей идеологической среды сыграла значимую роль в становлении недогматических новаторских версий советской философской мысли.

А. А. Грицанов

АЛИЗАРОВСКИЙ Аарон (Адам, Александр) (1618—1659) — социально-политический мыслитель и правовед Беларуси и Литвы. Учился в иезуитских коллегиумах Несви- жа и Полоцка, затем в Познани, Ин- гольштадте, Граце, Падуе. Доктор права, профессор права Виленской иезуитской академии. В 1655 переехал в Кёнигсберг. В 1651 издал свой главный труд — "О политической общности людей", в который входят книги "Дом", "Общество", "Государство". Сторонник теории естественного права и общественного договора (см. Общественного договора теория), с позиций которой дал развернутую критику современной ему действительности. Стоял на позициях двойственной истины, гносеологического и онтологического дуализма. По его классификации существуют божественное (Lex divina), естественное право и право народов, допол-няющие друг друга. Выделял три вида свободы: правовую, политическую и философскую. Правовая свобода — способность людей распоряжаться собственной жизнью по своему разумению и требованиям за-кона. Политическая — господство в обществе права и закона, а не само-вольства монарха.философская — господство разума над эмоциями и устремлениями. Основа государст-венного устройства — создание и развитие политических объединений (союзов). Считал несовместимыми принципы гражданства и сословности (во всяком случае, сословия должны быть юридически уравнены и не носить замкнутый характер). Совершенство государства зависит от рациональности выбора формы правления. Высказывался в пользу наследственной монархии, но высту-пал против тирании (близок концепции просвещенного абсолютизма). Особенностью работ А. является широкое использование источников, обильное цитирование, сопоставление различных точек зрения. Это не-обоснованно послужило основанием для определения его работ как ком-пилятивных.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АЛГОРИТМ:

  1. 3.1. Алгоритм компьютерной программы прогнозированияисторических рядов(Алгоритм построен с использованием методовтригонометрического анализа)
  2. 5.3. Свойства алгоритма ЦИКЛ
  3. 5.6. Сравнение алгоритмов классификации
  4. 5.5. Компьютерная реализация алгоритма ЦИКЛ
  5. АЛГОРИТМ
  6. Алгоритм знакомства
  7. Алгоритм вычисления страхового платежа
  8. 5.2. Описание алгоритма ЦИКЛ
  9. Алгоритм создания слогана
  10. Алгоритм формирования эффективных каналов сбыта
  11. 3.3. Алгоритмы компьютерной программы анализа взаимосвязи исторических рядов
  12. 3.2. Алгоритм компьютерной программы взаимосвязиисторических рядов(построен с использованием методов дискриминантного анализа)
  13. Раздел I.Общая часть судебного доказывания (алгоритм доказывания по любому гражданскому делу в суде)
  14. Глава 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ ОБ ИЗМЕНЕНИИИ РАСТОРЖЕНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ
  15. 3.7. Оценка эффективности процедуры сравнения альтернатив
  16. ??????? ?.?.. ??????????? ????????????? ??????, 2005
  17. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ MЕТОДЫ
  18. И. А, Бланк. УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ, 2007
  19. Страховой платеж и страховое покрытие