<<
>>

АЛЛЕГОРИЯ

(греч. allegoria — иносказание) — один из способов эсте-тического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание.

В А. чаще всего используются отвле-ченные понятия (добродетель, со-весть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, за-крепленного за ними аллегорического содержания (Минерва — богиня мудрости). А. может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для А. характерно однозначное иноска-зание и прямая оценочность, закреп-ленная культурной традицией: смысл А. может быть истолкован достаточ-но прямолинейно в этических категориях "добра" и "зла". А. близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним. Однако символ более многозначен, содержателен и органично связан со структурой чаще всего простого образа. Нередко в процессе культурно-исторического развития А. утрачивала свое перво-начальное значение и нуждалась в ином истолковании, создавая таким образом новые смысловые и художе-ственные оттенки (притча о сеятеле в "Евангелии").
В истории философии первые попытки вычленить А. предпринимаются в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истол-ковать древние тексты (например, "Илиаду" и "Одиссею" Гомера) как следующие друг за другом А. При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и А. смеши-валась с символом. Наиболее широко А. используется в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Воз-рождения А. распространена в таких направлениях искусства, как манье-ризм, барокко, классицизм. А. чужда рационалистической философской традиции 19—20 вв. Однако аллего-рическая образность характерна для творчества П. Б. Шелли, М. Е. Сал- тыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А.
Франса. И до сих пор А. тра-диционно используется в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера(например, "Чума" Камю).

И. К. Игнатьева

АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) — 1) элемент средневековой культуры Западной Европы; 2) исторический этап в развитии химических знаний (5—16 вв.); 3) специфическая об-ласть исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент культуры средневековой Европы, А. несла на себе многие черты цивилизации того времени. Среди них — причудливое сплетение учений язычества, иудаизма, христианства и искаженной античной философии. А. отражала специфический взгляд средневеко-вого человека на природу, предпола-гавший антропоморфизм и гилозо- изм. Процессы роста полагались протекающими так же, как рождение и эволюция человека. Считалось, что сначала происходит "по-молвка" "женского" и "мужского" начал, потом "свадьба" (оплодотворение), а лишь затем зарождение и рост "плода" или "семени". Под "началами" и "семенами" в А. пони-мались различные вещества. Причем существенного различия между живым и неживым не проводилось. Эти представления А. восходили к античной натурфилософии — к идее трансмутации (превращения) начал, элементов, стихий. Сам же статус че-ловека в средние века уже позволял ему участвовать в этих трансформациях, ускоряя течение природных процессов. Средством такого воздей-ствия на природу стало "химическое искусство". Поэтому понять А. как элемент культуры, как специфическую форму мировоззрения можно с учетом состояния химического знания того времени, равно как и наоборот. Цель А. — поиск так называемо-го "философского камня", с помощью которого человеку можно было бы воздействовать на природу для удов-летворения своих потребностей, в частности превращать неблагородные металлы в благородные, способ-ствуя их "дозреванию" в искусствен-ных условиях. Это была настоящая "алхимическая эпидемия." (Так упор-но искали, наверное, еще эликсиры жизни и вечной молодости.) Именно со "златоделием" и отождествляют обычно А.

(как понимаемую исклю-чительно в узком практическом смысле). Определенный ажиотаж вокруг проблемы получения золота и серебра заставил алхимиков создать весьма оригинальную терминологию, не раскрывающую, а, напротив, маскирующую технологические приемы, делающие их недоступными непосвященному. "Кровь го-лубя", "кости дракона", "беглец", "философская шерсть" и т. п. — вот примеры "химической" терминологии того периода. Длительная под-держка (почти тысячелетие) власть предержащими алхимической прак-тики была во многом обусловлена чисто внешним сходством продуктов превращения в А. с золотом и серебром: алхимикам были доступны технологии получения внешне похожих сплавов и окраски меди в золотой или серебряный цвет. В этом контексте интересна судьба двух античных учений в эпоху средневековья: ато-мистической гипотезы Левкиппа— Демокрита и учения Аристотеля. Первая в основе всего сущего полагала неделимые и друг в друга не пре-вращающиеся атомы. У Аристотеля, напротив, идея взаимопревращения всего была центральной. В средние века античный атомизм сошел со сцены и возродился, как известно, в 16—18 вв. в атомистических кон-цепциях Нового времени, сделав непопулярной идею превращений. Такая передвижка приоритетов ска-залась и на формировании специаль-ного "физического" и "химического" знания. Вполне вероятно, именно поэтому так неожиданно для естество-испытателей прозвучала на рубеже 19—20 вв. сама возможность превра-щения веществ в связи с открытием явления радиоактивности. В этом примере видится яркая иллюстра-ция влияния философских мировоз-зренческих установок на специаль-но-научное знание. Как правило, теоретические представления алхи-миков определяются как ложные, ненаучные, а их вклад в развитие те-оретического химического знания — как ничтожный. Тем не менее в тео-ретическом отношении ценность А. — в попытке создания альтерна-тивной картины природы. С позиций современной химии, предметом которой является превращение веществ, алхимики оказались правы в главном — в принципиальной воз-можности этих превращений.
Кроме того, в практическом плане, ими были разработаны технологии получения веществ, приборный инстру-ментарий (например, химическая посуда), получены новые вещества. Среди приверженцев А. — Альберт Великий, Фома Аквинский, Р. Бэкон, В. Бове, Р. Луллий и др. Среди значимых мировоззренческих идей А. — идея о единстве природы и человека и о наличии принципиальной возможности для людей воз-действовать на течение природных процессов.

Е. И.Янчук

а ль ВИРУ НИ — см. ВИРУ НИ.

аль ФАР АБИ — см. ФАР АБИ.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus) (1193/1207—1280) — немецкий философ, доминиканский теолог, естествоиспытатель, граф Альберт фон Болыптедт, удостоен-ный звания "Doctor Universalis" ("всеобъемлющий доктор"). В доми-никанский орден вступил около 1223. Преподает в Парижском уни-верситете с 1245. В 1931 канони-зирован католической церковью. Преподавал в доминиканском уни-верситете в Кёльне, был учителем, в том числе и Фомы Аквинского. Первый крупный христианский про-должатель традиции аристотелизма в эпоху средневековья. Написал комментарии и "Парафразы" к Ари-стотелю, а также философское сочи-нение "Сумма теологии". Стремясь согласовать богословие и науку, по-лагал первую сверхъестественным опытом, а вторую — опытом естест-венным, низшей ступенью первого, конституирующихся в целом в единое универсальное знание. Утверж-дая сотворенность времени и материи, сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. По А., первыми в процессе творения были так называемые четыре "со-вечные" сущности: материя, время, природа ангелов и небо эмпирея. Допускал существование составных нематери- альных сущностей (ангелы и деятельные разумы — бессмертные части любой человеческой души). Различал "простое", сущность которого совпадает с источником его бытия, и "составное", бытие которого не тож-дественно его сущности. Главным методом научного исследования считал наблюдение. Космос, по А., — наполненная различными силами совокупность форм. Разум неотделим от чувств, познание есть единый процесс взаимодействия чувственного восприятия и мышления.

Высшее доступное человеку состояние — растворение в созерцании Бога. Со-единение с Богом осуществимо через отрешение от мира путем очищения нашего видения Его от чувственных образов, логических категорий и собственно идеи бытия, удерживающей Его среди тварных вещей. Про-тивопоставление души и тела непра-вомерно. Мораль человека — продукт не его рассудка, а совести, относящейся к практическому разуму.

А. А. Грицанов

АЛЬБИГОЙСКАЯ ЕРЕСЬ (фр. albi- geois •— альбигойцы: по названию центра распространения — г. Альби в Лангедоке) — еретическое движение во Франции, Италии и Германии в 12—13 в. Аксиологически А. Е. направлена против основных догматов католицизма (католическая церковь как "сила дьявольская" в интерпре-тации А. Е.) и христианства в целом (см. Символ веры, Католицизм, Христианство): для нее характерно, в частности, отрицание (в контексте общего дуализма учения А. Е.) фун-даментального христианского дог-мата о триединстве Бога (см. Троица), отказ от христианской презумпции смерти и воскресения Иисуса Христа, отвержение церковных таинств, почитания креста и икон, отказ от признания власти папы (вплоть до провозглашения собственной, незави-симой от Рима церкви) и т. д. Доктри- нальное содержание А. Е. выражено в учении ломбардского священника Иоанна Луганского (Бергамо, около 1250). С точки зрения содержатель- но-доктринальной А. Е. генетически восходит к гностическому дуализму (см. Гностицизм, Дуализм), непо-средственно опирается на учение катаров (греч. katharos — чистый), ведущее свое начало от Собора катаров в Сен-Фелике-де-Лораге, и вальден- сов (так называемых "лионских бедняков"). Так, А. Е. содержательно опирается на семантически транс-формируемый радикальный дуализм катаризма, в контексте которого ма-териальное начало мира репрезен-тировало собою негативный полюс аксиологической шкалы. Соответ-ственно плотский грех объявлялся катарами максимальным из возможных грехов, — беременная женщина мыслилась как находящаяся на осо-бом попечении дьявола, ибо именно он творит плоть от плоти в утробе ее; трактовка в этом аксиологическом контексте непорочного зачатия при-обретала у катаров рафинированно спекулятивный смысл: Христос ("слово Божье") входит в ухо Марии и сходит с уст ее (парафраз текста 44 псалма "Слыши...

и приклони ухо твое..."). После первого отлучения альбигой-цев от церкви на Соборе в Тулузе (1119), созванном папою Калистом II, они стали официально именовать-ся "тулузскими еретиками" (отлуче-ние было подтверждено в 1139 Инно-кентием II). Папа Иннокентий III в 1209 предпринял против А. Е. кре-стовый поход (известный как Альби-гойские войны), который завершился их разгромом (именно к нему исторически относится известная легенда о приказе — в ответ на вопрос о том, как отличить альбигойца от доброго христианина, — убивать всех подряд, ибо потом "Господь отличит агнцев своих"). Вместе с тем сочинения инквизитора Бернарда Гвидона свидетельствуют о том, что преследования А. Е. продолжались в Боснии и в начале 14 в. Распрост-ранение А. Е. сыграло значительную роль в развитии неортодоксальных культурных традиций в Европе (см. Ортодоксия), и прежде всего традиции куртуазной, — в связи с привле-чением внимания А. Е. к проблеме брака и демонстрацией возможного плюрализма подходов к нему: критика А. Е. ортодоксальной его трак-товки, с одной стороны, и смягчение альбигойцами ригоризма катаров — с другой, во многом послужили духовной почвой для конституирова- ния куртуазной концепции любви, объективированной в лирике труба-дуров (см. "Веселая наука", Лю-бовь). Реконструкция истории развития и доктринального содержания А. Е., осуществленная во второй по-ловине 19 в. казанским исследователем Н. X. Осокиным, по сей день признается наиболее полной в евро-пейской философско-аналитической традиции. (См. также Мистика.)

М. А. Можейко, Н. С. Щекин

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АЛЛЕГОРИЯ:

  1. АЛЛЕГОРИЯ
  2. Глоссарий
  3. МЕТАФОРЫ
  4. 2. СТРУКТУРА РЕКЛАМЫ. ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПЛЕКСЫ
  5. ЭВРИСТИКА
  6. ЯЗЫК (естественный)
  7. АПОКАЛИПСИС
  8. ОХОТА НА СНАРКА
  9. С. Выкуп с использованием заёмных средств
  10. БИБЛИЯ