<<
>>

АЛЬТРУИЗМ

(фр. altruisme, лат. alter — другой) — моральный принцип, основанный на признании есте-ственной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего су-ществования, видится воплощение общечеловеческого.

А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зре-ния беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной сим-патии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа "жить ради других", су-щественного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефт- сбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направ-ленности на другого через сопережи-вание полнее всего была развита Шо-пенгауэром.
С точки зрения самого Конта, следует различать инстинк-тивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарож-дающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врож-денное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вы-тесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. — эго-изм" через рассмотрение Другого как уникального Я, подобного моему.

Д. В. Майборода АЛЬТЮССЕР (Althusser) Луи Пьер (1918—1990) — французский философ, крупнейший представитель не-омарксизма. Член ФКП (1948— 1980), участник войны в Испании и Движения Сопротивления. Ученик Башляра. Более 30 лет (до 1981) преподавал в парижской Эколь Нормаль.

Основные сочинения: "За Маркса" (1965), «Читать "Капитал"» (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), "Философия и житейская философия выдающихся ученых" (1967, опубликована в 1974), "Ленин и философия" (1969), "Идеология и идеологические аппараты государства" (1970), "Элементы автократии" (1973), "Позиции" (1976), "Почему я не могу оставаться в Коммунистической партии Франции" (1978), "Заметки о психоанализе" (1993), "О фи-лософии" (1994) и др. А. стремился трактовать Маркса с позиций струк-турализма, рассматривая его как первого философа, предложившего концепцию, могущую быть оцененной как "смерть субъекта". Поэтому он, в отличие от предшественников, не обращается к ранним работам Маркса, содержащим элементы гу-манизма, а делает акцент на поздних произведениях. А. усматривает ради-кальный разрыв между гегельянской антропологией Маркса и структур-ным анализом социальной реальности, предлагаемым в "Капитале". Им подчеркивается новизна метода Маркса по сравнению с диалектикой Гегеля. Эта новизна, по мысли А., за-ключается в отказе от гегелевского сведения философских проблем к субъекту как единому центру антропологической каузальности. А. стремится к обоснованию марксизма в качестве строгой научной теории, направленной на выявление структур социальной реальности с помо-щью исторического материализма (науки — учения о социальных фор-мациях) и диалектического материализма (философии — теории научной практики). Для этого он использует принцип "теоретического антигуманизма", который направлен против любых попыток привнести в марксизм антропологическую тематику. Как отмечал А., "не с конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функциями в определенной структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала... В тео-рии люди соединены формой, поддерживающей структурные отношения, индивидуальность предстает в форме особых эффектов структуры". Теоретический антигуманизм Маркса, по А., — основание как познания, так и практической трансформации мира: "нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философский миф о человеке.
Любая философия, пытающаяся так или иначе реставрировать марксистскую антропологию или философский гу-манизм, будет в теоретическом смысле собиранием пыли". (В 1967 А. выступает с курсом лекций, критикую-щих так называемый "шардено-марк- сизм", соединяющий в себе космоло- гизм Тейяра де Шардена, религию и некоторые марксистские принципы.) Согласно А., осмысление соот-ношения исторического и диалектического материализмов (как науки и философии) правомерно осуществлять в рамках категориально-по-нятийного комплекса, в который включается ряд базовых терминов: 1. "Практика" (или "трансформация без субъекта"), включающая исход-ный материал, средства производства, конечный продукт. 2. Сопряженная с ней (практическая и теоретическая) идеология — единство реальных и воображаемых отношений к налич-ным условиям существования лю-дей; по А., "идеология окликает индивидов как субъектов", тем самым конституируя их. "Узнавание/неуз-навание", "интерпелляция" ("запрос", "призыв") конституируют основания теории идеологии А. По его мысли, функция идеологического узнавания суть "одна из двух функций идеологии как таковой(ее обратная сторона — это функция неузнавания)". Как отмечал А., "идеология "действует", или "функционирует", так, что среди индивидов она "рекрутирует" субъектов (она рекрутирует их всех); или "трансформирует" индивидов в субъектов (она трансформирует их всех). Происходит это в той самой операции, которую я называю интерпелляцией, или окли- канием. Эта операция стоит даже за самыми обычными действиями, на-пример когда полицейский (или кто- нибудь другой) окликает тебя: "Эй, ты!"... Индивид, которого только что окликнули на улице, обернулся. В результате этого "психологического поворота на 180 градусов" он пре-вратился в субъекта. Почему? Потому что он распознал, что оклик был "действительно" адресован ему и что "окликнули действительно его" (а не кого-то другого)... И вы, и я всегда уже субъекты и как таковые постоянно исполняем ритуалы идеологического узнавания,гарантирующего, что мы действительно есть конкретные, индивидуализированные, различимые и (естественно) не-заменимые субъекты".
3. Структурированное целое ("всегда заранее заданное"), согласно А., комплекси- рование социального процесса не есть итог разворачивания исходного противоречия, а изначально обус-ловлено; общественное бытие, по мнению А., исторически выступает в качестве совокупности всевозможных (экономической, политической, идеологической и теоретической) практик (марксово-гегельянские схемы "центрированной тотальности" А. акцентированно замещает рассеянной топикой равноправных и разнокачественных инстанций). 4. Сюр-детерминация, или "сверхдетерминированное противоречие". 5. "Эпистемологичес-кий перелом" (связанный с созданием диалектического материализма; по мысли А., был осуществлен Марк-сом вне контекста предшествующих социальных теорий). Согласно схеме А., Марксова теория — наука о научности науки — центрирована на механизмах продуцирования знаний. А. весьма точно отметил, что познавательная процедура суть конструирование мышлением постигаемого объекта ("мыслительное присвоение находящегося вне мышления реаль-ного объекта"). В 1970-е, в эпоху спада популярности марксизма, А. пересматривает ряд своих взглядов: он переносит акцент с трактовки марксизма как научной теории на его интерпретацию в качестве теории политической борьбы. (Маркс, с точки зрения А., "основал не новую философию практики, а новую практику философии".) По убеждению А., на разных этапах своего су-ществования марксизм реализовы- вал: а) апологетическую функцию (обосновывая конкретные политики и практики); б) экзегетическую функцию (комментируя тексты, полагав-шиеся до этого непреложной исти-ной); в) практическую функцию (раскалывая социум и науку на "бур-жуазную" и "пролетарскую" компоненты. Жизнь самого А. была ом-рачена шизофренией, которой он страдал многие годы. Несмотря на длительные курсы лечения, эта бо-лезнь в конечном счете привела к преждевременному завершению его философской карьеры. В 1980, в состоянии шизофренического расстройства, он убил свою жену Элен Ле- готье и был помещен в психиатрическую клинику, где находился до 1988.
Немногочисленные работы А. оказали сильное влияние на леворадикальные течения шестидесятых, и в частности на маоистские группы французских интеллектуалов, вокруг которых начиналось формирование постструктурализма. Его влияние определяется также многолетней ра-ботой в качестве преподавателя в Высшей нормальной школе. Среди его учеников следует выделить Фуко и Деррида.

А. А. Грицанов, А. В. Филиппович

АМАЛЬРИК из Бены, Амори (Amau- гу) Шартрский (ум. ок. 1206) — французский средневековый философ- мистик. В Парижском университете читал лекции по философии и бого-словию. Пантеистическое учение А. сохранилось в основном благодаря работам его оппонента Жерсона. В своих основаниях миропонимание А. может быть истолковано следующим образом: Вселенная — эманация Бога, составляющего сущность вещей; любой верующий призван ощущать себя как элемент тела Христова, в то время как Бог постоянно присутствует в открывающих себя ему; тех, кто пребывает в любви, не должно осуждать за грехи их. Душа, прикоснувшаяся к Богу благодаря истинной любви, утрачивает свою первозданную природу и соединяется с Ним, сама становясь Богом. Бог более не выступает для души чем-то внешним и не может быть поэтому ею любим и почитаем. Идеи А. были трансформированы его последовате-лями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскресенье и Страшный суд поэтому являются выдумками. Парижский (1209) и Ла- теранский (1215)соборы осудили учение А. Последователи его были приговорены к сожжению. Прах самого А. было приказано вырыть и развеять в поле.

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АЛЬТРУИЗМ:

  1. АЛЬТРУИЗМ
  2. АЛЬТРУИЗМ
  3. ЭГОИЗМ (лат. ego - я
  4. СОМНЕНИЕ
  5. ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ
  6. эволюционной теорией познания и биологией поведения
  7. ЭВРИСТИКА
  8. 5.1. Виды мотивов
  9. ТЕНДЕР
  10. 3. Проблема человека и общества в философии Просвещения
  11. ЭТИКА (греч. ethos - нрав, обычай, привычка
  12. ТЕНДЕР
  13. Глава 3Поведенческие постулатыв институциональной теории
  14. Каждый народ заслуживает свое правительство и свою жизнь.
  15. ЭТИКА
  16. ЭГОИЗМ
  17. 4. Институт хозяйственной этики и экономическое поведение
  18. 6.2. Компоненты деятельности человека
  19. Огюст Конт