<<
>>

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

(греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом.

Понятие А. было введено в научный оборот в начале 20 в. швейцарским психиатром Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раз-двоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонис-тической реакцией.В современной психиатрии различают ряд видов А., из которых наиболее часто выделяют: 1) А. в аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами); 2) А. в области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А.
в области воли — амбитендентность (для кото- рой характерны двойственность дви-жений, действий и поступков). Су-щественное расширение смысла, со-держания и области применения понятия А. было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда. Согласно психоанализу, А. является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик ду-шевной жизни людей. По Фрейду, А. выступает преимущественно в виде А. чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия ИТ. д., одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чув-ства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд считал, что до определенного уровня А. естественна и вполне нормальна, а высокая степень А.
чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он не-навидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических ин-стинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бес-сознательное, и квалифицировал это явление как принцип А. В силу действия принципа А. вытесненное вле-чение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и т. д. Согласно психоаналитическому пониманию, А. является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе. Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (т. е. своеобразной слитой и противоречивой двойственности ус-тановок, переживаний и т. д.). Пси-хоаналитическая концепция А. по-лучила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А. использовалось для: характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалек-тического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др. В психологии и обыденной жизни понятие А. часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременной симпатии к человеку и антипатии к нему за то или иное действие или бездействие и т. д.). В современной научной литературе понятие А. упо-требляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах.

В. И. Овчаренко

АНАКСАГОР (500—428 до н. э.) —

древнегреческий (из Клазомен) фи-лософ, математик и астроном, около 30 лет прожил в Афинах, фактиче-ский основоположник афинской философской школы. Ученик Ана- ксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.).

Известное нам сочинение — "О природе". А. известен фактическими исследованиями в области астрономии и мете-орологии. Высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее заго-раживает от Солнца Земля; предсказал падение метеорита во Фракии. Многообразие тел в природе А. сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира ("семена вещей", "подобочастные", позднее названные "гомеомериями"), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. А. отрицал пустоту, утверждал относительность малого и большого, допускал бесконеч-ную делимость вещества. Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется лишь из трансформации уже существующих вещей ("во всем заключается часть всего"). Идея А. "все во всем" получает ори-гинальную интерпретацию в свете концепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемой совре-менной квантовой физикой. Мировой "ум" ("нус"), тончайшее и легчайшее вещество, содержащее, по А., полное знание обо всем и обладающее величайшей силой, приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая европейская философская версия модели мира, где деятельное начало — определительная характеристика всякой сущности.) Анакса- горическая концепция ума (нуса) как движущей силы космогонического процесса являет собой классический пример техноморфной модели космологии в досократической натурфилософии, неся в своем содер-жании все типичные для нее харак-теристики (см. Античная филосо-фия). Будучи заключен в материи, в которой он творит, нус несоединим с ней. С именем А. связывается начало эксплицитно конституируемой и рефлексивно-осмысленной традиции европейского интеллектуализма, в рамках которой духовная автономия оценивается как цель и способ суще-ствования интеллигенции: целью, по А., "является теоретическое по-знание и проистекающая из него свобода" (такой взгляд на вещи сохраняется в западной культуре вплоть до концепций современной экспер- тократии — см.
Философия техники). А. выступал как один из главных идеологов афинской демократии. Отношения А. с Периклом персони-фицируют собой первую в европей-ской истории модель влияния философов на образ мыслей государственного деятеля. Именно в силу политических причин А. и был осужден на смерть, хотя непосредственным поводом для обвинения А. противниками Перикла послужили его астроно-мические взгляды (в частности, ему было инкриминировано отрицание божественной природы Солнца). Сочинения А. после его казни были за-прещены, и их распространение среди афинской интеллигенции (круги Геродота, Фидия, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана) может быть оценено как первый европейский прецедент феномена нелегальной литературы (по свидетельству Плу-тарха, "сочинение его... ходило лишь среди немногих, причем принима-лись меры предосторожности и брались клятвы верности").

А. А. Грицанов, М. А. Можейко

АНАКСИМАНДР (610—540 до н. э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и пер-вым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономией, пы-тался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, го-ворившими о каком-то одном и обязательно конкретном качественном первоначале. Из апейрона путем вы-деления, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово "апейрон" у всех античных мыслите-лей, включая и А., выступало как прилагательное, т.

е. атрибут некоего существительного.) А. можно считать одним из прародителей античной диалектики, так как именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуждая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состояний. Влажное, согласно А., может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д., т. е. речь шла о взаимосвязи и возможности взаимопереходов между различными состояниями материального, более того, противоположные состояния, по А., имеют под собой какую-то общую основу, будучи сосредоточены в этом едином — апейроне, из которого они все и вычленяются. Эти идеи А. проложили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, — идее единства и борьбы противопо-ложностей. А. приписывают одну из первых в интеллектуальной традиции Запада формулировок закона сохранения материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназ-начению"). Порождение оформленного Космоса у А. осуществляется через этап вычленения из "всеобъемлющего мирового зародыша", этап "разделения" влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаимо-действия и борьбы последних. А. ввел термин "закон", апплицировав понятие общественной практики на природу. Полагал, что порождение всего живого обусловлено испаряемой солнцем влагой и поэтому про-исхождение людей можно объяснить изменением "животных другого вида", типа рыб.

Т. Г. Румянцева

АНАКСИМЕН (585—525 до н. э.) — ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. А. можно рассматривать и как продолжателя линии последнего, и как прямого по-следователя Фалеса. В качестве материального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бес-качественное начало — апейрон). Воздух А. — это самая бескачествен-ная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух — это качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно- абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма основан выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жиз-ненной основы космоса: подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю. Постулиро-вание "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к разработке первых учений о каче-ственных изменениях в мире.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АМБИВАЛЕНТНОСТЬ:

  1. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
  2. ВИНО
  3. ФИКСАЦИЯ (лат. fixus - твердый, нерушимый, крепкий
  4. СОЦИАЛЬНОСТЬ
  5. ТЕХНОФОБИЯ (греч. techne - мастерство, phobos - страх
  6. ВИНО
  7. ТАБУ
  8. Наблюдение
  9. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
  10. эволюционной теорией познания и биологией поведения
  11. КОНГРУЭНТНОСТЬ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  13. 2. КОМПУЛЬСИВНЫЙ ХАРАКТЕР
  14. "ВЕЩЬ В СЕБЕ
  15. ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие
  16. ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  17. НЕНАСИЛИЯ философия и этика
  18. ГЛАВА XIII. БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ВНЕШНИМ МИРОМ
  19. НЕНАСИЛИЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА