<<
>>

АНАКСИМЕН

Анаксимен (ок. 570—500 до н. э.) был учеником Анаксимандра. О нем практически ничего кроме этого неизвестно. Из его работы «О природе» сохранился только отрывок.

Августин de civ.

dei VIII2. [Анаксимен] все причины вещей свел к беспредельному воздуху.

Симплиций Phys. 2426. Милетец же Анаксимен... ставший другом Анаксимандра, как и последний, говорит, что существует некое лежащее в основании всего единое начало, но оно не столь неопределенно, как у того, а имеет определенную [природу]. И называет он это начало [воздухом].

Псевдоплутарх Strom. 3. Говорят, что Анаксимен назвал началом всего воздух, по величине беспредельный, но по своим качествам определенный.

Августин de civ. deiVIII2. Анаксимен богов не отри24

цал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха.

Аэций I 7,13- Согласно Анаксимену, воздух [есть Бог]. Следует же под этим понимать силы, пронизывающие стихии и тела.

Симплиций Phys. 24,26. Движение же Анаксимен считает вечным.

Благодаря ему все вещи превращаются [друг в друга].

Симплиций Phys. 24,26. А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого [возникает] все прочее.

ИпполитRefut.17,4. Земля, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же солнце, луна и другие небесные с >п ici и 1ыс тела благодаря плоской форме держат-С'м i и не )идухс... ('.истина произошли из земли через испаряющуюся и:> псе iwiaiy, которая, разрежаясь, порождает огонь. А поскольку огонь поднимается в воздух, то таким образом и рождаются светла.

Псевдоплутарх Strom. 3- [По Ai 1аксиме1 г/], и солнце, и луна, и все остальные светила ведут свое происхождение от земли... Солнце — это земля, воспламенившаяся вследствие своего быстрого движения и на-февания.

Аэций II 13,10. По Анаксимену, огненная природа звезд заключает в себе какие-то землеподобные тела, невидимые и вращающиеся вместе с ними.

Аэций II143- По Анаксимену, звезды наподобие гвоздей воткнуты в хрусталевидный [небосвод].

Фипопон de anima9&- Другие же [считают душу] воз-дуип юй, как Анаксимен и некоторые из стоиков.

Анаксимен (поАэцию13,4). Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание.

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме АНАКСИМЕН:

  1. АНАКСИМЕН
  2. АНАКСИМЕН. Архэ – это воздух:
  3. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
  4. О ЗЕМЛЕ
  5. ПАНТЕИЗМ
  6. СИМВОЛ
  7. МИЛЕТСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ
  8. ПериодизацияДосократики
  9. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (вхо- дигв ионийскую философию
  10. ГИЛОЗОИЗМ
  11. СОДЕРЖАНИЕ
  12. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛАОсновная изучаемая проблема первоначала всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
  13. ГИЛОЗОИЗМ