АНАМНЕСИС
(греч. anamnesis — припоминание, воспоминание)— в учении Платона(диалоги "Менон" и "Федон") — понятие, описываю-щее основную процедуру процесса познания. Познание, согласно Платону, есть "воспоминание" души в "посюстороннем" мире об идеях, ко-торые она созерцала в мире "потус-тороннем", до ее соединения с телом.
Сверхчувственные идеи, выступаю-щие "образцами" того, что в матери-альном мире проявляется через "подобия", могут быть, по Платону, постигнуты исключительно этим путем. Источником учения об А. яви-лась в древнегреческой философии совокупность орфико-пифагорейских представлений о бессмертии души ("псюхе") вкупе с идеей возможности истинного неосознанного знания.С. Ю. Солодовников
АНАНКЕ (греч. ananke — судьба, принуждение, неизбежность) — в древ-негреческой мифологии богиня необ-ходимости, неизбежности. По оси мирового веретена, вращающегося на ее коленях, проходит Мировая ось. По одной из версий, дочери А. — три сестры Мойры (богини человече-ской судьбы): Клото (прядущая нить человеческой жизни), Лахесис (на-значающая человеческий жребий), Атропос (неотвратимо обрезающая нить жизни в назначенный час). Отождествление персонифицирован-ной судьбы с пряхой восходит к периоду доминирования в культуре именного типа социализации, меха-низм которого предполагает наречение (как определяющее статус, права, обязанности и всю судьбу индивида) посредством начертания специального знака (символа имени) на пеленах, которые прялись, а затем ткались ста-рейшими женщинами рода — носи-тельницами и олицетворением ро-довой мудрости с ее ригоризмом (ср.
типовой сценарий общеевропейского сказочного сюжета о судьбо-носном уколе веретеном). Мифологе-ма А., как и другие персонификации судьбы, сыграла значительную роль в формировании представлений о ло-госе как объективной закономерности Космоса; по оценке Рассела, "идея Судьбы, возможно, была одним из источников, из которых наука из-влекла свою веру в естественный закон" (см. также Античная филосо-фия, раздел "Социоморфная модель космического процесса", Судьба). В учении Фрейда А. — реальная Нужда, природная необходимость.М. А. Можейко, В. И. Овчаренко
Еще по теме АНАМНЕСИС:
- Платон II: теория познания, диалектика
- БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- АНАЛОГИЯ
- ПОЗНАНИЕ
- БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- ПИФАГОРЕИЗМ
- БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- ПОЗНАНИЕ
- ТЕМА 44. ПРИРОДА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
- БЛОК (Block) Марк
- Авторы статей
- Указатель имен
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Авторы статей