АНАРХИЗМ
(от греч. anarhia — безначалие, безвластие) — обще-ственно-политическое течение, ус-матривающее коренную причину всех видов социального угнетения в государственной власти. Анархизм провозглашает своей целью освобождение личности, предоставление ей неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации.
Характерным для анархизма является отрицательное отношение к государству, независимо от его форм: государство для анархизма являет собой изначальное зло, поэтому должно быть разрушено на-сильственно-революционными методами. Анархизм выступает в защиту мелкой частной собственности, мелкого землепользова-ния. Идеальный общественный- строй анархизм представляет в виде добровольной федерации производственных ассоциаций. Как общественно-политическое течение сложился в 40—70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина. Большую роль в пропаганде идей анархизма сыграл П.А.Кропоткин. Пик популярности анархиз-ма пришелся на конец XIX—начало XX в. В настоящее время он частично находится в идейном арсенале некоторых левоэкстре- мистских групп, а также сохраняется в виде федераций и иных организаций анархистов в ряде стран. Критика теоретиками анархизма чрезмерного роста го-сударственного аппарата и пред-видение возможности превращения государства во всевластный орган, тотально контролирующий все стороны жизни общества и личности, оказались во многом справедливыми. Своеобразное преломление методологии анар-хизма проявилось в философии науки XX в. Пол Фейерабенд раз-работал концепцию «эпистемологического анархизма», согласноЛнсельм Кентерберийский которой развитие науки стимулируется постоянными столкновениями альтернативных теорий.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙ-СКИЙ (1033—1109) — средневековый теолог и философ.
Ансельма называют первым схоластиком, поскольку он впервые отчетливо выразил и попытался реализовать основную идею схоластической философии о необходимости использования рациональных принципов для оправдания христианских истин. Подчеркивая значение разума, проливающего свет на то, что уже со-держится в вере, и говоря о «вере, ищущей понимания», он, тем не менее, ставил веру выше разума («верую, чтобы понимать»). Этим духом пронизаны две его работы — «Мо-нолог» и «Прослогион», в которых он стремился представить рацио-нальное обоснование существования и природы Бога. В «Монологе» Ансельм выдвигает ряд апостериорных доказательств, основывающихся на эмпирических посылках и аристотелевском предположении о не-возможности ряда, не имеющего первого члена. Результатом этих доказательств (предвосхищающих из-вестные аргументы Ф. Аквинского) оказывается не только то, что Бог должен существовать, .но и то, что он должен быть отождествлен с аб-солютным благом, совершенством, бытием и т.д. Однако наибольшую известность Ансельм приобрел благодаря изложенному в «Прослогио- не» онтологическому, или априорному доказательству, предпо-лагающему, что существование Бога следует из самого его понятия: Бог является существом, больше которого ничего нельзя помыслить; признание Бога существующим в мысли, но отрицание его бытия в реальности должно приводить к постулированию существования чего-то большего, чем Бог. Но это невозможно, сле-довательно Бог существует. В этих рассуждениях нашел свое выражение крайний реализм, ко-торого Ансельм придерживался и в решении проблемы универсалий. Онтологическое доказательство было отрицательно воспри-нято его современниками и позд-нее объявлено ложным (Ф. Ак- винский), однако по некоторым причинам защищалось и развивалось в ряде философских учений (Декарт, Лейбниц, Гегель, Брэд- ли).АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Антропологизм
—> совокупность философских учений, созданных в период ан-тичности, т.е. греческой и греко-римской древности. Возник-новению и развитию античной философии способствовали бла-гоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др.
Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» (букв, «любовь к мудрости») традиция приписывает Пифагору Возникновение античной философии относят к VI в. до н. э. Ее расцвет приходится на IV в. до н. э. и связан с именами Платона и Аристотеля. Древнегреческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, которая за-вершилась в 529 г. н. э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последо-вателей. В истории античной философии выделяются следующие периоды: 1) период натуралистический или «философии физиса» — ионийская школа, пифагорейцы, элеаты (VI—V вв. до н. э.); 2) период гуманистический, когда центр философии смещается к осмысле-нию сущности человека, — софисты и особенно Сократ (V в. до н. э.); 3) период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н. э.), когда со-здаются обобщающие философские концепции; 4) период эллинистических школ от эпохи Александра Македонского и до возникновения хри-стианства (IV в. до н. э.— I в. н. э.) — кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм; 5) античные школы христианского периода (I—начало VI вв. н. э.) — неостоицизм, неоскептицизм, медиоплатонизм, неопифагореизм, неоплатонизм.Антропософия
Еще по теме АНАРХИЗМ:
- 27. Анархизм П. Прудона, М. Штирнера и М. Бакунина
- АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
- ИНДИВИДУАЛИЗМ
- КРЕАЦИОНИЗМ
- ИНДИВИДУАЛИЗМ
- 50. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин
- 25. Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права XIX в
- АНАРХИЯ
- НАРОДНИЧЕСТВО
- Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории
- СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
- СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА