<<
>>

АНТИПСИХОЛОГИЗМ

— пара- дигмальная установка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом (см. Постмодернизм), которая за-ключается в программной элимина-ции субъективного фактора при ин-терпретации феноменов культуры.

Традиция А. в современной ее артику-ляции берет свое начало с программ-ной ориентации и художественной практики позднего экспрессионизма, осуществившего радикальную пере-ориентацию с презумпции выраже-ния субъективного состояния ху-дожника на презумпцию выражения сущности объекта "как он есть" (Э. Л. Кирхнер) — вплоть до страте-гии "деформации формы" как средства проникновения за феноменологическую видимость к ноуменальной сущности объекта (от Дж. Энсора — к Э. Хеккелю, Э. X. Нольде, В. Кан-динскому и К. Шмидту-Ротлуффу). Классическими произведениями А. этого периода могут рассматриваться: серия "Портреты городов" О. Ко- кошки, визуальный ряд которой фундирован не презумпцией чувст-венно-эмоционального их восприя-тия, но, напротив, рациональным знанием о специфике их истории, культуры и традиций; офорты М.
Бек- мана, понятые как "наборы визуаль-ных шифров" и др. Тенденция А. на-ходит свое содержательное развитие в контексте кубизма, опирающегося на определенные идеи Платона, Канта и Гегеля (по оценке Рейнгардта, "сын пармского крестьянина Жюль Брак усвоил философию в застоль-ных разговорах начала века") и про-граммно ставящего своей целью моделирование возможных миров (см. Возможные миры): искусство предстает не как изобразительная, но как конструктивная деятельность. В рефлексивной самооценке X. Гри- са, "кубизм есть только новый способ представления вещей", и, согласно "Манифесту кубизма" (1912), кубистское произведение есть концепция мира, созданная посредст-вом знаковых кодов. (В этом отно-шении эволюция художественной программы кубизма осуществляется аналогично экспрессионистской: от "бунта против вещей" и презумпции "выразить то, что было в нас самих" у раннего П.
Пикассо — до его же программного требования "слиться с объектом", т. е. "скорее изобра-жать вещи такими, какими их знают, чем такими, какими их видят".) В контексте данной установки интенция кубизма на А. объективируется в программе антивизуализма: принципиальное "отрицание наивно-го реализма" предполагало в кубизме "отказ от зрения" как традиционной основы живописи с ее презумпцией перспективы и ракурса видения объекта. Призыв П. Пикассо "уважайте объект!" предполагает восприятие последнего вне каких бы то ни было сиюминутных ассоциаций, имею-щих субъективно-психологическую подоплеку. Согласно кубистской кон-цепции творчества, художник должен быть "чист" и независим от соб-ственного, личного и личностного видения объекта, — в позднем кубизме конституируется так называе-мая "секта чистых", или "пуризм" (не случайно А. Сальмон сравнивал кубизм с религией гугенотов). В кон-тексте развития А. кубистская "война против зрения" (П. Пикассо) может быть рассмотрена как выра-жение идеи элиминации субъекта — в данном случае субъективной точки зрения — в предельно простом, оптико-топографическом ее понима-нии. По оценке Г. Аполлинера, в ку-бизме "художники, не будучи более ограниченными чем-то человечес-ким, представляют нам произведе-ния более умозрительные, нежели чувственные". Своего апогея в рамках модернизма стратегия А. до-стигает в таком направлении, как футуризм с его сформулированным Маринетти программным требова-нием "заменить психологию чело-века, отныне исчерпанную, лириче-ским завладением материалом". Традиционный психологизм не про-сто отрицается в футуризме, но заме-няется пафосным механицистским объективизмом — вплоть до сфор-мулированной в "Манифесте футу-ристической живописи"(1910) идеи "создания механического человека с заменимыми частями" (см. Футу-ризм, Маринетти). Следует, однако, заметить, что в полемике кубизма с футуризмом в 1912 кубизм обвинял последний в сюжетности и лите-ратурности, а тем самым — в уступке психологизму, конкретно имея в виду такие направления футурис-тической живописи, как динамизм и симультанизм, могущие быть отне-сенными к неоимпрессионизму (на-пример, тезис Дж.
Баллы о том, что "у бегущих лошадей не по четыре ноги, а по двадцать"). Финальная дис-кредитация психологизма осуществ-ляется в дадаизме: по признанию М. Дюшана, относящемуся к дада- истскому периоду его творчества, "я... стремился изобретать, вместо того чтобы выражать себя" (см. Да-даизм). В неклассической филосо-фии А. находит свое развитие не только в философии искусства (на-пример, в анализе"дегуманизации искусства" у Ортеги-и-Гассета), но и во многих иных предметных облас-тях. Так, например, в контексте про-блемы интерпретации А. проявляет себя как ориентация на отказ от тра-диционного видения интерпретации текста (понимания) как реконструкции исходного авторского замысла (эволюционное движение от "био-графического анализа" Г. Миша к структурализму, ориентированному на трактовку интерпретационной про-цедуры как основанной на выявлении объективных гештально-организа- ционных характеристик текста — см. Интерпретация). В структурном психоанализе субъект характеризует ся как "децентрированный", раство ренный в формах языкового порядкг (см. Лакан). В целом современная фи-лософия констатирует парадигмаль- ный поворот в интерпретации самого феномена субъекта: не только психо-логически артикулированный (так называемый "вожделеющий") субъект фрейдистского типа, но и рацио-нальный субъект типа декартовского уступает место деперсонифицирован- ной презентации культурных смыслов (языка); по оценке Деррида, неклассическая философия практиче-ски осуществила деструкцию таких фундирующих саму идею субъективности феноменов, как "самодостаточ-ность и самоналичие". Идущая от фи-лософского и художественного мо-дернизма (от структурного анализа и дадаизма прежде всего) линия А. как растворения субъективности в семиотическом пространстве язы-ка находит свое развитие в филосо-фии постмодернизма. Свою цель в данной сфере постмодернизм форму-лирует следующим образом: "взло-мать... пока еще столь герметическую преграду, которой удерживает вопрос о письме... под опекой психо-анализа" (Деррида).
Согласно пост-модернистскому видению дискур-сивных практик письма и чтения, последние задают семиотическое пространство, в рамках которого "производимое действие совпадает с переживаемым воздействием; пи-шущий пребывает внутри письма, причем не как психологическая личность, а как непосредственный участник действия" (Р. Барт). Утрата субъектом психологической артику-ляции приводит к тому, что он не только теряет личностные качества и деперсонифицируется (становится "кодом, не-личностью, анонимом"), но и исчезает в целом как явление: "он — ничто и никто ...он становится... зиянием, пробелом" (Кристева). (См. также "Смерть субъекта", "Смерть Автора".)

М. А. Можейко АНТИТРИНИТАРИЗМ (греч. anti — против и лат. trinitas — троица) — течение в раннем христианстве, основанное на вере в единого Бога (всепроницающего и представляющего собой высший разум) и отвергающее триединство Бога, божественное происхождение Христа и его искупительную жертву, а соответственно и учение о первородном грехе. Развивается начиная со 2 в. Аналогично в возникшем в 4 в. арианстве (от имени Александрийского пресвитера Ария) рассматривается второе лицо Троицы — Христос — как сотво-ренный Богом-Отцом, т. е. тварный, а значит, "и в чем-то не подобный Богу-Отцу". Возникший как раннехристианская ересь, А. вновь и вновь актуализируется в ходе исторической эволюции христианства. Значительными вспышками А. сопровождалась христианизация так называемых варварских народов (готов, вандалов и лангобардов) в 6—7 вв. В эпоху Реформации А. распространился в Италии и рараллельно (в середине 16 в.) в России (дело М. С. Башки- на), и преследуемые сторонники А., эмигрируя соответственно в Герма-нию и Литву, встречаются в Польше, где оформляются многочисленные и имеющие тенденцию к сближению различные направления А., среди которых могут быть названы: польские братья (польское арианство), отколовшиеся от кальвинизма; со- цинианство; буднеизм (от имени С. Будного, чьи антитринитарные взгляды были аргументированы в "Кратком доказательстве того, что Христос не есть тот же самый Бог, что и отец" ("Brevis demonstratio guod Christus non sit ipse Deus, gui est Pater", 1574), послужившем средством организационного оформления А.; "новое учение" сторонников бежавшего из России проходившего по делу М.

С. Башкина Феодосия Косого с его идеей Бога как "духовного разума" и унитаристским тезисом "Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах". В 17 в. центр анти- тринитаристских настроений сдвигается в Венгрию и Трансильванию, оформляясь в 18 в. в движение авра- митов. За А. как ересь подвергался преследованиям Дж. Пристли, эмиг-рировавший в 1791 в США и основавший там антитринитаристскую школу (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). На базе А. оформляют-ся либеральное и модернистское течения в протестантизме. В настоящее время насчитывается более 100 ООО антитринитариев в США и почти 25 ООО в Европе, и это весьма серьезная цифра, учитывая, что догмат о Троице является основным в христианском вероучении. А. равно преследовался как ортодоксальным католичеством, так и протестантизмом: в 1553 за антитринитарные взгляды М. Сервет был сожжен по приказу Кальвина, в Англии закон 1689 "О веротерпимости" не распространялся на антитринитариев, а за-кон об их смертной казни был отменен лишь в 1813. (См. Троица, Социн, Социнианство, Будный С.)

Г. И. Касперович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АНТИПСИХОЛОГИЗМ:

  1. АНТИПСИХИАТРИЯ
  2. 3. Философия науки
  3. КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868-1920
  4. МОТИВАЦИЯ
  5. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  6. МОТИВАЦИЯ
  7. МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница
  8. ПЛАТОН (Plato) (428/427-348/347 до н.э.
  9. СОЦИОЛОГИЯ
  10. Авторы статей
  11. ПИФАГОРЕИЗМ
  12. § 3. Субъекты финансового права
  13. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  14. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  15. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  16. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  17. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  18. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация