5. АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ, АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ХРИСТИАНСКИЙ ЭВДЕМОНИЗМ В ЭТИКЕ ГАССЕНДИ
Как отмечено, уже в первой половине XV в. возродился интерес к эпикуреизму и Валла осуществил интересную и весьма показательную для гуманизма попытку эпикуреи- зации христианства.
Но попытка эта была связана только с моральной стороной учения Эпикура. Более благоприятные условия для возрождения идей античного атомизма возникают в первой половине XVII в. вместе с ростом естественно-научных интересов и формированием механистических представлений, а также с обычной в этой связи критикой положений аристотелизма, когда передовые философы, так или иначе связанные с естественно-научным движением, все чаще обращались к идеям античного атомизма. Бэкон более всех античных философов ценил Демокрита. В деле же реабилитации атомистического учения Эпикура особенно много сделал французский философ и ученый Пьер Гассенди (1592—1655).Жизнь и произведения. Его деятельность и произведения отразили типичные духовные противоречия XVII в. Крестьянский сын, окончивший университет в Экс ан- Прованс, значительную часть последующей жизни был священнослужителем, каноником крупного кафедрального собора.
Но еще до того он был профессором философии в университете Экса (вытеснен оттуда иезуитами) и профессором математики в Королевском коллеже в Париже (уже в конце 40-х годов), был увлечен астрономией, учени-ями Коперника и Галилея. Активный участник интеллектуального и научного движения во Франции, Гассенди был близок и к кружку Мерсенна. Правда, многосторонность естественно-научных интересов Гассенди не сопровождалась у него глубиной научных открытий, как у Декарта, и Гассенди не стал профессиональным ученым, каким фактически был Декарт. Однако активность трудолюбивого Гассенди выразилась в том, что он наряду с Гоббсом и другими оппонентами написал «Возражения» на «Метафизи- ческие размышления» Декарта. Когда последний издал это произведение вместе со своими «Ответами» на «Возражения», Гассенди написал ему новые «Возражения» (на которые Декарт уже не отвечал).Католический священник оказался также фактическим главой небольшого кружка французских «свободомыслящих» (либертенов), скептически относившихся к официальной религии своего государства. Однако открыто против нее каноник никогда не выступал. Свои философские произведения он писал только на латинском языке, и на французский они в отличие от произведений Декарта не переводились.
Первым и весьма объемистым философским произведением Гассенди стали «Парадоксальные упражнения против аристотеликов, в которых потрясаются основы перипа-тетического учения и диалектики в целом и утверждаются либо новые взгляды, либо, казалось бы, устаревшие взгляды древних мыслителей» (Гренобль, 1624). Это длинное заглавие (по обычаю того времени) формулировало философскую программу его автора. Из него видно, что схоластической учености, традиционно и формально ориентированной на аристотелизм, он, с одной стороны, противопоставлял «новые взгляды» (естественно-научного характера) , а с другой — воззрения тех древних философов, которые, как был убежден Гассенди, вполне гармонировали с этими взглядами и даже обосновывали их. Такие воззрения и содержались в учении Эпикура, восстановлению которого французский философ весьма способствовал своими многолетними изысканиями. Может возникнуть вопрос: почему он обратился именно к Эпикуру, а не прямо к Демокриту, наиболее полно сформулировавшему принципы атомизма, которые Эпикур лишь несколько видоизменил?
Обращение Гассенди к эпикуреизму, нужно думать, во- первых, объяснялось тем, что в ту эпоху он все же был более известен как разработанная и связная система воззрений благодаря упомянутому выше открытию поэмы Лукреция Кара (написанной, как известно, на латинском языке). В дополнение к ней сам Гассенди перевел на латинский язык десятую книгу сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», целиком посвященную Эпикуру. Во-вторых, не менее важным мотивом обращения Гассенди к эпикуреизму стало его весьма разработанное моральное учение. Враждебность к эпикуреизму христианских идеологов объяснялась прежде всего этим его учением, имевшим непосредственное отношение к повседневной жизни. Гассенди, значительно лучше, чем Валла, знавший и эту «практическую» сторону философии Эпикура, в своей борьбе против схоластики и обосновывавшейся ею системе официальной христианской моральности противопоставлял им эту философию, в особенности в сочинении «Свод философии Эпикура» (Лион, 1649; в дальнейшем, еще в XVII в., оно трижды издавалось в Гааге, Лондоне и Амстердаме). Огромный труд Гассенди «Система философии», в основу которого тоже были положены идеи Эпикура, был издан только посмертно в 6-томном собрании его сочинений (Лион, 1658).
Еще по теме 5. АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ, АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ХРИСТИАНСКИЙ ЭВДЕМОНИЗМ В ЭТИКЕ ГАССЕНДИ:
- ЭВДЕМОНИЗМ
- Христианская философия XX века
- Антисхоластическая и сенсуалистическая гносеология.
- Рационалистическая тенденция в этике Сократа
- ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство
- СЕНСУАЛИЗМ (от лаг. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
- ЭВДЕМОНИЗМ
- СЕНСУАЛИЗМ
- 2. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV—XV ВЕКОВ, АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии Телезио
- СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение
- МАТЕРИАЛИЗМ
- МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА
- ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- Глава Х. Ведет ли благосостояние к материализму?
- ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ЛУКРЕЦИЙ КАР
- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ