<<
>>

Антитринитарное движение и возникновение деизма

К неконфессиональным направлениям в христианстве следует отнести и так называемых антитринитариев, т. е. тех религиозных мыслителей, которые в своем стремлении преобразовать христианство в духе более строгого монотеизма отказывались от одного из основоположных его догматов — догмата троицы — и утверждали единство бо-жественного существа.

Отсюда другое наименование анти-тринитариев — унитарии. Впрочем, в разных странах они носили и другие наименования, иногда выступали сторонниками общего протестантского движения против като- лицизма, сближались то с лютеранами, то с кальвинистами. Однако антидогматическая активность антитринитариев была столь велика, что они обычно вступали в различные конфликты с этими новыми конфессиональными вероисповеданиями, отходили от них, образуя особые религиозные группы с более или менее значительным числом последователей.

Критицизм антитринитариев по отношению к христианской догматике не ограничивался только отрицанием догмата троицы. Он продолжался неприятием важнейшего положения о божественной природе Христа, центрального лица троицы, а также отрицанием догмата первородного греха, в силу которого человечество якобы обладает прежде всего злой природой, устойчивой наклонностью к греху и т. п. Отсюда шло и отрицание искупительной жертвы Христа, т. е. основной его божественной миссии, на которой церковь основывала свою функцию посредницы между верующими и сверхприродным богом и его миром.

Антитринитарии в рассматриваемую эпоху стали одним из основных, если не самым главным рационалистическим направлением в христианстве. Отнюдь не отказываясь от Священного писания (без которого и не может быть христианства), они демонстрировали свободное отношение к его положениям и текстам, считая, что их смысл может быть выявлен только разумом. Здесь они как бы продолжали идеи Абеляра, этого главного рационалиста по отношению к христианской догматике в эпоху глубокого средневековья.

Но тогда деятельность Абеляра не имела под собой значительной социальной, философской и научной базы, теперь же такая база стала куда более основательной. Как бы перекликаясь с Эразмом, многие антитринитарии переносили центр тяжести религиозной жизни с догматического содержания на моральное. Развивая в духе гуманизма более оптимистическое понимание человека, они видели главное дело религии, основывающейся на свободном тол-ковании Библии, в максимальном пробуждении в человеке разума и совести как наиболее ценных даров бога, ибо только на этом пути человек способен к самосовершенствованию и прогрессу. Многие антитринитарии не признавали святых и отрицали магическую силу икон.

Среди социальных выводов, делавшихся различными антитринитариями, были и столь радикальные, как отрицание церковной иерархии, монашества, а также государственной власти, частной собственности, требование равенства. Социальная база антитринитарного движения не могла быть однородной. Больше всего среди его идеологов было представителей интеллигенции, выражавших прежде всего умонастроения радикально-буржуазных слоев, но их идеи нередко использовались и более широкими демокра-тическими слоями. Не последнее место в деятельности антитринитариев занимали идеи веротерпимости по отношению к различным христианским вероисповеданиям.

Много антитринитариев было в Италии XVI в., что объяснялось влиянием здесь гуманистической идеологии, в частности идеи всеобщей религии, развивавшейся флорентийскими платониками. Однако Контрреформация вытесняла их отсюда в другие страны.

Весьма интересным и активным деятелем антитринитарного движения стал испанец Мигель Сервет (1509/1511 — 1553). Покинув родину молодым человеком, он изучал теологию, юриспруденцию, математику и медицину, затем преподавал во французских университетах, Сервет жил также в Италии, Германии и Швейцарии. В одном из первых своих трудов «Об ошибках троицы» (1531), развивая унитарное понимание бога, он склонялся к пантеистической трактовке его.

Наиболее полное изложение своих воззрений Сервет сформулировал в «Восста-новлении христианства» (1553). Отрицание троичности бога здесь также сочетается с пантеистическим осмыслением его, в частности с подчеркиванием онтологической и космогонической роли света, что явно навеяно произведениями неоплатоников (по-видимому, флорентийских). В произведении Сервета большое место уделено этическим вопросам. Трактуя тексты Библии, он доказывал преимущество Нового завета перед Ветхим.

Рационалистическое прочтение этих текстов стало для автора «Восстановления христианства», глубоко интересовавшегося медицинскими вопросами, поводом для весьма важного физиологического открытия. Прочитав в одном из мест Писания, что душа человека коренится в его крови, Сервет изложил совершенно новое понимание ее движения. Вопреки распространенному тогда воззрению крупнейшего античного теоретика медицины Галепа о движении крови из печени в сердце автор «Восстановления христианства» доказал ее движение между сердцем и легкими (где она осветляется), открыв тем самым так называемый малый круг кровообращения, и сделал пра-вильное предположение о существовании невидимых кро-веносных сосудов — капилляров.

Еще до публикации этого произведения Сервет вступил в полемику с Кальвином по вероисповедным вопросам, защищая антитринитарные позиции и выступая как против лютеранства, так и кальвинизма. Хотя книга была издана анонимно, взбешенный Кальвин не только раскрыл ее авторство, но и сообщил об этом французской инквизиции. Сервету пришлось спешно бежать из Франции. Но он уезжал оттуда через Женеву, где Кальвин стал всесильным главой основанного им радикального реформатства. Их случайная встреча в одном из женевских соборов привела к тому, что Сервет был арестован по его распоряжению, подвергнут жестоким допросам и суду, отказался признать свою «ересь» и был сожжен на костре вместе со своим произведением. Кальвинистский фанатизм продемонстрировал нетерпимость, не уступавшую католической.

Антитринитарное движение получило весьма широкое распространение в Польше XVI — XVII вв.

Один из ранних антитринитариев — Гжегож Павел из Бжезин (1525 — 1591), автор оригинального сочинения «Об истинной смерти, воскресении из мертвых и вечной жизни...» (1568, Краков). Подвергнув анализу библейские тексты, автор пришел к заключению, весьма близкому к материализму, согласно которому невозможно бестелесное, посмертное существование человеческой души. Будучи неразрывно связана с живым телом, она гибнет после его смерти. Однако гибель ее не окончательна, и в соответствии с основоположным христианским мифом в судный день все люди, тела которых воскреснут и будут соединены с теми же самыми душами, появятся перед очами бога, чтобы выслушать его последнее слово. Но это произойдет как по воле бога, так и по законам самой природы. Мистико-теистические идеи получали здесь своеобразное натуралистическое оформление. Однако главная интенция произведения Гжегожа не столько философско-онтологическая, сколько вероисповед- но-социальная. Признавая божественность только бога- отца и отрицая ее у Христа, а также отвергая самостоятельность ипостаси святого духа, Гжегож высказывался против церковной и социальной иерархии, против католической церкви и римского папы. Суровое же острие последнего, божественного суда будет направлено против земных угнетателей и господ.

В Польше существовало много десятков антитрини- тарных общин, распространявших свою деятельность на Литву и на Западную Русь. Новый этап их деятельности связан с прибытием сюда в 1579 г. итальянского антитринитарии Фауста Социна (ок. 1540—1604). Он происходил из аристократической семьи и был племянником Лелия Социни (1525—1562), унитария, который, опасаясь инкви-зиции, покинул Италию и объехал Францию, Англию, Германию, Швейцарию (где и умер). Отрицая божественную природу Христа, но считая, что его мученическая смерть представляла великий героический подвиг, он сравнивал с ней жестокую смерть Сервета. Фауст испытал сильное воздействие идей своего дяди. После прибытия в Польшу он организовал местных антитринитариев и придал их учению еще большее рационалистическое заострение. Вклад обоих Социнов в антитринитарное движение оказался столь значительным, что его стали именовать социнианством.

Верноисповедный рационализм антитринитариев-соци- ниан опирался на восходившую к Аквинату формулу, согласно которой вера не противоречит разуму, ибо ее положения не противоразумны, а сверхразумны. Но у них эта формула фактически означала контроль разума над положениями веры (в то время как Фома Аквинский на основе ее, напротив, подчинял разум контролю веры). Священное писание социниане стремились истолковать последовательно рационалистически, трактуя, например, многие «чудеса» как естественные, причинно обусловленные события. Не сомневаясь в истинности общих основ Писания, они утверждали вместе с тем, что в своих второ-степенных положениях оно содержит ошибки и неувязки. Тем самым значительно расширялась платформа религиозного вольнодумства. Социниане доходили до отрицания значения священных таинств, причастия и даже крещения (превосходя, таким образом, своим радикализмом и анабаптистов) .

В 1602 г. в местечке Раков социниане организовали своеобразную академию, где развернулась их активная педагогическая деятельность, привлекавшая множество слушателей из различных стран Европы. Здесь была развернута и активная издательская деятельность социниан, которых стали также именовать польскими братьями. Но они испытывали все большее давление местного католицизма, усиливавшегося в результате Контрреформации. Из вышеизложенного должно быть ясно, что антитрини- тарии-социниане как важнейшее неконфессиональное на-правление в христианстве более всех других приблизились к философии, особенно в трактовке понятия бога. Враги социниан из кругов кальвинистов стали именовать их

деистами (термин употреблен впервые в 1564 г.). Так, по аналогии с античным грекоязычным термин-ом «атеист» возник весьма важный для последующей истории философии латиноязычный термин «деист» (deus — бог). Он стал одним из тех важнейших терминов, в котором философия осознавала свое отличие от религии. Нужно, однако, учитывать широту философских терминов и возможность их последующего переосмысления. Так именно произошло с термином «деист», который получил широкое распространение в XVII—XVIII вв. и стал означать различные (притом нередко довольно неопределенные) философские позиции в отношении бога. В дальнейшем мы увидим конкретное содержание ряда таких позиций.

Возникновение их следует относить к рассматриваемой эпохе, связывая понятие деизма не столько с религиозной, сколько с философской мыслью. Поскольку же понятие бога прежде всего религиозное, то и деистические воззрения сначала проявились в трактовке религии. Социниан- ская трактовка ее, несмотря на присущий ей радикализм, все же исходила из материалов Священного писания. Но как мы видели, уже в XV в. в контексте гуманистической философской культуры, не останавливавшейся перед пага- низацией христианства, возникла доктрина флорентийских платоников о всеобщей религии, лишь одним из проявлений которой (пускай и важнейшим) объявлялось христианство. В рассматриваемом столетии эта доктрина получила свое развитие в учении о естественной религии (religio naturalis), мыслимой как основа и предшественница традиционных монотеистических религий. Это учение и следует считать первым проявлением деизма.

Идеи его были достаточно четко сформулированы крупным французским политическим мыслителем и философом Жаном Боденом (1530— 1596), автором политических и со-циально-философских произведений. Наблюдая в течение многих лет бедствия, принесенные Франции ожесточенными религиозными войнами между католиками и кальвинистами, он понял всю губительность религиозного фанатизма для общественно-государственной жизни. Этим, по всей вероятности, можно объяснить написание им произведения «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей». Его в отличие от других своих произведений автор не решился опубликовать, хотя оно было известно в XVI — XVII вв. и ходило по рукам в списках.

129

5 Зашы .V 1012

Семеро собеседников — это католик, лютеранин, кальвинист, иудаист, мусульманин, сторонник естественной

религии и атеист. Двое последних используют скептические аргументы, направленные против слепой веры, с которой связаны аргументы-хторонников всех остальных религий. При этом христианские аргументы фактически приравнены с нехристианскими. Более того, повторяя вслед за Помпонацци старинный аргумент о «трех великих обманщиках» (пришедший со средневекового Востока), Боден приходит к заключению о ложности настаивающих на своей истинности, но противоречащих друг другу христианства, мусульманства и иудаизма, ибо истина может быть только одна. Религии эти скорее вымысел, цель которого — удержать людей от безнравственных поступков. Однако прав не атеист, а сторонник естественной религии, скептический критицизм которого (можно считать в духе Монтеня) сочетается с обширными философскими и естественно-научными знаниями. Естественная религия в его представлении является старейшей из религий и сводится к монотеистической вере в бога, в бессмертие души и посмертное воздаяние, на которых и зиждется моральное сознание.

В общем те же идеи, но еще более рационалистично изложены английским политическим деятелем и философом Эдуардом Гербертом Чербери (1583—1648) в произведении «Трактат об истине, насколько она отличается от откровения, правдоподобного, возможного и ложного» (Париж, 1624), которое обычно считается первым документом деизма. Действительно, лорд Чербери не ищет сверхразумных истин в Священном писании, что делали социниане, а исходит из того, что вера в бога дана человеку так же, как и его разум, совершенно независимый от опыта (априоризм Герберта, по-видимому, платоновского происхождения) . Общие религиозные понятия изначально даны человеческому сознанию и принадлежат к числу его важнейших понятий. Поскольку даны они богом, можно считать такое его действие проявлением интеллектуализирующей стороны его понятия. Ведь источник человеческой моральности усматривается теперь не в Священном Писании, в чем было убеждено подавляющее большинство средневековых и ре- нессансных философов, включая и сторонников доктрины «двух истин», а в человеческом сознании. Следовательно, естественная религия весьма рационалистична. Ее главные положения, в сущности, сводятся к пяти: 1) всегда на- лично высшее существо, 2) его следует почитать, 3) такое почитание невозможно без благочестия и добродетели, 4) раскаяние с необходимостью следует за преступления- ми и непривлекательными поступками, 5) существует воздаяние в посмертной жизни.

Таковы немногие догматы философской «естественной религии». Она могла получить распространение лишь среди интеллектуальной элиты.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме Антитринитарное движение и возникновение деизма:

  1. 23. Движение. Движение как способ существования материи.Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
  2. 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  3. ДЕИЗМ
  4. ДЕИЗМ
  5. ЛЕКЦИЯ № 16. Возникновение нотариата
  6. Возникновение аудита
  7. 5. Возникновение государства
  8. Возникновение мира
  9. 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ
  10. ЛЕКЦИЯ № 16. Возникновение нотариата
  11. Баланс и возникновение устной речи
  12. Глава 2. Возникновение и развитие таможенной деятельности в России