<<
>>

АНТИЦИПАЦИЯ

(лат. anticipacio — доопытное представление) — предвосхищение, догадка. В логике понятие "А." употребляется в следующих смыслах: 1) теоретическое предвосхищение явлений на основе прямого опыта; 2) предвзятое мнение, основанное на абстрактных доводах и иг- норирующее опыт, практику; 3) временное принятие в качестве доказанной посылки, которую предполагает-ся обосновать позднее.

В философии Канта А. восприятий называется положение, в котором высказывается все то, что можно познать в каждом ощущении до самого ощущения. Впервые термин "А". — в древнегреческом транскрибируется как "про- лепснс" — в соответствии с этимоло-гией данного термина употребили стоики. Согласно учению стоиков, между всеми вещами существует рациональная необходимая связь. Каждая вещь образует необходимое звено в цепи причинных связей. Гипотетическая пропозиция (имплика- тивное высказывание вида А—»В) является логическим выражением необходимой связи, господствующей во Вселенной. В истинной гипотетической пропозиции А—»В следствие В мыслится потенциально заключа-ющимся в первой части пропозиции А, т.
е. А антиципирует В. Анало-гично стоики истолковывали умоза-ключения, утверждая, что явления антиципируют невоспринимаемые вещи (или знак антиципирует обо-значаемое). Например: "Если на поверхности кожи выступает пот, то в коже имеются невоспринимаемые поры", "Шрам свидетельствует о ране", "Дым есть знак огня" и т. д. Общие родовые понятия стоики считали продуктами воображения, которым ничего не соответствует в действительности. Цицерон в сочинении "О природе богов" ошибочно указывает, что термин "пролепсис" впервые был введен Эпикуром. Критический подход позволяет сделать вывод, что термин "пролепсис", первоначально принадлежавший стои-ческой школе, был заимствован в ос-лабленном значении эпикурейцами. У эпикурейцев он означал только хранящееся в памяти общее пред-ставление, или природное родовое понятие, "предпонятие", пролепсис, являющееся вторичным, после ощу-щений, критерием истины. А. в современной философии рациональ-ной деятельности (см. Праксеология) называется конкретное действие, целью которого является трансформация чего-то запланированного в реальный факт и продуктивное ис-пользование его. А. способствует увеличению положительных техни-ческих качеств действия, т. е. эф-фективности, надежности, точности и экономичности. А. принадлежит ряду способов поведения сознательно действующих субъектов: активизации, автоматизации, инструментали- зации, потенциализации, кунктации, или промедлению, интеграции, пре-парации, или подготовке, имманенти- зации, программизации, рационализации, координации,концентрации, коллективизации, организации, кон- венциализации, специализации, цен-трализации, которые можно упростить под рубриками автоматизации, активизации и интеграции.

С. В. Воробьева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АНТИЦИПАЦИЯ:

  1. В аналитике основоположений
  2. монополистическая стадия капитализма
  3. АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА, АНТИДЕМПИНГО-ВАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА
  4. Глава перваяПреступный тип
  5. ПРАКСЕОЛОГИЯ (греч. praxis - действие
  6. ПРАКСЕОЛОГИЯ
  7. Глава вторая. Два основных преступных типа: эндогенные и экзогенные преступники. Общая их характеристика
  8. 2.4.4. Синтаксические стилистические приемы
  9. Указатель имен
  10. ЛОГИКА
  11. ОБРАЗОВАНИЕ