<<
>>

АНТИУТОПИЯ


— самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тен-денции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе употребляются также понятия "дистопия", т.
е. "искаженная, перевер-нутая" утопия, и "какотопия", т. е. "страна зла".) А. можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии. А. существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума: подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта. При этом если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обраще-ние авторов в прошлое и настоящее, то в стилистике А. доминирует обра-щенность в будущее. Конституиро- вание А. как особого интеллектуального жанра совпало по времени (20 в.) с установлением достаточно жестких общепринятых дисциплинарных гра-ниц в сфере гуманитарного знания, поэтому А. почти всецело представляет собой литературное явление. (Исторически А. ведет свое проис-хождение от сатирической традиции Свифта, Вольтера, М. Е. Салтыкова- Щедрина, Г. К. Честерстона и др., а также от жанра романов-предосте-режений, к которому обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек и др.) 20 век породил ситуацию, когда некоторые проекты утопических обществ с различной степенью самоадекватности стали реальностью. Разочарование в прогрессе, кризис идеалов евро-поцентризма, негативные эффекты функциональной дифференциации общества актуализировали жанр А., которая постоянно обращалась к ре-прессированным пластам общественной жизни. (Согласно мысли Оруэл- ла, А. становится возможной лишь после того, как "утопия была дис-кредитирована".) Переход от абст-рактного интереса по поводу проектов преобразования общества к опасениям, связанным с перспекти-вой их претворения в жизнь, был сформулирован Бердяевым: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как из-бежать их окончательного осуществления?" Главными темами А. выступают как проблемы невозможности непосредственного межиндивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира (Замя-тин), так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции со-временного общества: нивелирующее людей потребление (О. Хаксли), тотальный контроль бесчеловечной государственной власти (Оруэлл), прогрессирующий индивидуализм (Р. Шекли) и т. д. (См. Замятин, Оруэлл, Новояз.)
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АНТИУТОПИЯ:

  1. УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ
  2. АНТИУТОПИЯ
  3. ОРТОДОКСИЯ (лат. ortos - правильный, doxa - мнение
  4. ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalitas - цельность, полнота
  5. ТОТАЛИТАРИЗМ
  6. Плюсы и минусы интернетократии
  7. ДОЛГ
  8. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  9. ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ
  10. Недемократические политические режимы
  11. На пороге онлайн-демократии
  12. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  13. СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896
  14. ОРТОДОКСИЯ
  15. СВЕРХ-Я
  16. СТРАТА
  17. Авторы статей
  18. ДОСОКРАТИКИ
  19. ОГЛАВЛЕНИЕ
  20. Авторы статей