<<
>>

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

(греч. anthropos — человек) — один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость су-ществования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных — постоян-ной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.).

Физиче-ские расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоян-ных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физи-ческих законов), то стало бы невоз- можным существование тех или иных физических объектов — ядер, атомов и т. д. (например, если бы уменьшить массу протона всего на 30 % , то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной). Осмысление этих зависимостей и привело к выдвиже-нию в науке и философии А. П. Су-ществуют различные формулировки А. П., но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 спе-циалистом по теории гравитации Б.
Картером. "Слабый" А. П. гласит: "То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существо-вания как наблюдателей". "Сильный" А. П. говорит о том, что "Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допуска-лось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане А. П. воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсу-ма, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Про- тагор, Анаксагор, Бруно, Циол-ковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф.
Дай- сон, Ф. Хойл и др.). А. П. допускает как религиозную, так и научную ин-терпретацию. Согласно первой, ант- ропные характеристики Вселенной выглядят как "подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям" (Хойл). Научная позиция основана на тезисе о принципиальной возможности есте-ственного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физиче-ских параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются самые простые стационарные физические состояния, в других же возможно формирование сложных физических систем, в том числе и жизни в ее многообразных формах. Значение А. П. возрастает в наше время, для которого характерны космическая ак-тивность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.

В. С. Вязовкин АНТРОПОАНАЛИЗ (греч. anthropos — человек и analysis — разло-жение, расчленение) — одно из наи-менований психотерапевтического метода Бинсвангера и его последователей, основанного на антропологическом анализе природы и особенностей присущих человеку (индивиду) форм и способов "бытия-в-мире" (в том числе и отношений с миром). Создан в 1930-х в рамках экзистенциального психоанализа. В теоретическом и методологическом плане А. базируется на совокупности идей и концепций антропологического, фено-менологического, психологического и экзистенциалистского толка.

В. И. Овчаренко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП:

  1. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП
  2. 3.2. Принципы правосудия
  3. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ
  4. ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
  5. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
  6. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ жизни
  7. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  8. ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА
  9. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  10. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  11. 5. Бюджетная система и ее принципы
  12. ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП
  13. 1.6. Принципы оценки
  14. Принцип познаваемости
  15. НОНСЕЛЕКЦИИ ПРИНЦИП
  16. 14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
  17. Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
  18. ПРИНЦИП
  19. Принцип конкретности истины