АНТРОПОЛОГИЗМ
— философское течение, которое рассматривает понятие "человек" в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т.
д. В концепциях А. человек — исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Крупнейшие представители А. Нового времени — Гельвеций и Фейер-бах, который и разработал А. как методологический философский принцип. Принцип А. ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на "тело" и "душу". Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. ис-пытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Шелер, Плеснер, Гелен, Э. Рот- хакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски- рационалистического толкования че-ловека. Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, язы-кознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сфор-мулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике. (См. также Тело, Человек, Антропология.)Е. В. Петушкова
АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology), реже — общая A.
(general Anthropol-ogy) — преимущественно в англоязычных странах — совокупность научных дисциплин, изучающих че-ловечество на всех исторических этапах его развития. А. фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной диффе-ренциации различных групп людей, с другой стороны — на тех интегра- тивных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов и методологических подходов, среди которых особо выделяется "принцип холизма", ориентирующий на многоаспектный анализ изучаемых явлений. Как правило, к А. относят физическую А., археологию, антропологическую лингвистику и культурную А. Физическая (или биологическая) А. исследует биологические аспекты че-ловеческого существования. В ее рамках выделяется палеонтология человека (палеоантропология), изучающая проблемы происхождения и эволюции человека как биологического вида. Ответвлением этого направления считается приматология, ориентированная на исследование социальных форм поведения челове-кообразных обезьян. Другое направление, с которым чаще всего ассоциируется название "физическая А.", исследует расовую дифференциацию человечества. Археология занимается анализом ископаемых материальных культурных объектов и рекон-струкцией на этой основе культуры и образа жизни древних народов. С достаточной степенью условности выделяют классическую археологию, изучающую древние цивилиза-ции Средиземноморья, доисторическую археологию, ориентированную на исследование культур беспись-менных народов, и историческую ар-хеологию, верхний временной предел исследований которой доходит до середины 19 в. Существует также представление об антропологической археологии как о субдисциплине, решающей такие сложные ком-плексные проблемы, как этногенез народов, доместификация животных или возникновение земледелия в различных регионах планеты. Антропологическая лингвистика ис-следует различные формы человече-ской коммуникации, включая язык. В ее состав входит историческая лингвистика, изучающая происхождение языка как универсального феномена человеческой культуры, а также — генезис и историческое раз-витие отдельных языков; дискриптив- ная лингвистика — наука о фонетиче-ской и грамматической структуре языков; этнолингвистика, акцентирующая свое внимание на взаимодействии языка и конкретной культуры; и социолингвистика, исследующая социальную обусловленность речевого поведения различных групп людей. Культурная А. (реже — соци-альная А., социально-культурная А.) ориентирована на изучение культур отдельных народов и человечества в целом. При этом выделяется этнография — описание культур конкретных современных народов и этнология — сравнительный ана-лиз и обобщение данных, собранных во время этнографических экспедиций. Сама же культурная А. выступает в виде высшей формы генерализации представлений об институтах культуры человечества, явленной в универсальной интерэтнической форме. В структуре антропологических дисциплин культурная А. занимает центральное место, так как, главным образом, именно в ее рамках и ее представителями вырабатывались базовые теоретические положения, характерные для А. в целом. В отдельных случаях в качестве са-мостоятельной антропологической дисциплины выделяют прикладную А., ориентированную на решение конкретных проблем (например, здравоохранения, образования, на-циональных меньшинств и т. д.). Институциональное единство антро-пологических дисциплин в ряде случаев (например, в США) достигается на уровне университетского образования в рамках общих факультетов, а также на уровне профессиональных ассоциаций. В российской традиции термин А. изначально закрепился за физической А., а за культурной А. — этнография (последние годы — этнология).П. В. Терешкович
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ
(cultural anthropology), реже — социальная или социально-культурная А. — преимущественно в англоязычных странах, в последние десятиле-тия — во Франции и других странах континентальной Европы — наука о культуре во всех формах ее прояв-ления и на всех исторических этапах ее развития. При этом культура понимается в предельно широком смысле как совокупность материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения. Для современной А. К. характерны холистский подход (см. Холизм) к изучению культурных явлений, понимание культуры как формы биосоци-альной адаптации, а также этический и методологический принцип куль-турного релятивизма, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от стадиального уровня ее развития.
В качестве субдисциплин, отражающих уровень генерализации знаний, выделяют этнографию — описание культуры конкретного современного народа и этнологию — сравнительный анализ культур. Сама же А. К. выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. Кроме этого, существует большое ко-личество сфер специализации, в том числе: экологическая, экономическая, политическая, урбанистическая, аграрная, медицинская А., А. труда, А. образования и т. д. От других социальных наук А. К. традиционно отличала преимущественная ориентация на изучение культур бесписьменных народов, а также специфический метод непосредственного наблюдения, используемый для сбо- pa информации при проведении "полевых исследований" (экспедиций). Как самостоятельная наука А., перво-начально под названием "этнология", оформляется в конце 1830 — начале 1840-х. Термин "А." закрепляется с начала 1870-х. Преподавание А. как учебной дисциплины начинается в 1879 в США (Рочестерский университет) и в 1884 в Великобритании (Оксфордский университет). Формированию современной А. предшествовал длительный период развития антро-пологической мысли, истоки кото-рого могут быть прослежены с эпохи античности. Так, Демокритом и Ти-том Лукрецием Каром были сформулированы оригинальные концепции антропо- и социогенеза, Гиппократ предложил идею о природно-геогра- фической обусловленности социально-психологических и политических явлений, Корнелий Тацит противопо-ставил цивилизованность дикости, отметив моральные преимущества последней. Активизация развития антропологических идей в Европе 16—18 вв. была обусловлена резким увеличением объема этнографической информации в результате Великих географических открытий. Зна-чительную популярность в это время приобрела концепция "счастливого дикаря", развитая в трудах П. Мортира, Монтеня, Руссо и Дидро. На формирование А. 19 в. большое вли-яние оказали идеи исторического прогресса, сформулированные А. Фергюсоном, Кондорсе и Тюрго. Значительным было и влияние немецкой трансцендентально-критической философии, работ Гердера, а также так называемой "мифологической школы" — компаративистского направления в европейской фольклористике и этнографии конца 18 — начала 19 в. Исторически первым чисто антропологическим направлением стал сформировавшийся во второй половине 19 в. в Великобритании и США эволюцио-низм. Его наиболее известные пред-ставители — Тайлор и Морган — полагали, что все народы и отдельные институты культуры (например, семья, религия и т. д.) проходят опре-деленные эволюционные стадии развития. Именно этим объяснялось культурное разнообразие человечества. В отличие от эволюционистов представители так называемого диф- фузионизма объясняли культурную дифференциацию явлениями меж-культурных контактов. Так, лидеры Германо-Австрийской школы диф- фузионизма Ф. Гребнер и В. Шмидт утверждали, что все значимые элементы культуры были изобретены однажды в пределах нескольких "культурных кругов" и потом распространились (диффузировали) между другими народами. Представители Английской школы диффузионизма У. Смит и Э. Пери полагали, что цен-тром происхождения важнейших элементов цивилизации является Древний Египет. В начале 20 в. с критикой эволюционизма выступил основоположник школы культурного партикуляризма в США Боас, который отвергал возможность гене-рализации в сфере культурных яв-лений, подчеркивал уникальность каждой культуры и постулировал принцип культурного релятивизма. Боас подчеркивал необходимость со-бирания как можно большего ко-личества полевых материалов, про-тивопоставляя его схоластическому теоретизированию. Другие критики эволюционизма и диффузионозма — британские функционалисты Малиновский и Радклиф-Браун, — так же как Боас, были сторонниками кропотливого собирания эмпирического материала как базы для создания ан-тропологических теорий. Малинов-ский полагал, что культура является целостным явлением, каждый элемент которой выполняет определенную функцию по удовлетворению базовых или производных потребностей человека в обществе. В то же время Радклиф-Браун акцентировал внимание на том, что отдельные эле-менты культуры служат поддержа-нию социальной структуры общест-ва, понимаемой как глобальная сеть социальных отношений. В США в 1920-х сложилось еще одно теорети-ческое направление, получившее на-звание "культура и личность" (реже — психологическое направление). Его создателями стали ученицы Боаса Бенедикт и М. Мид. Отталкиваясь от антиэволюционистских положений Боаса и концепций Фрейда, они ут-верждали, что основополагающую роль в культурной дифференциации играют вариации форм детского вос-питания. Одновременно во Франции в это же время сложилась школа учеников Дюркгейма, известного своим интересом к проблемам этно-логии. Лидером этого направления стал Мосс — автор оригинальных ис-следований по традиционным фор-мам обмена, этнической психологии. К школе Дюркгейма был близок Леви-Брюль, разработавший концепцию о принципиальном отличии первобытного мышления от совре-менного на уровне коллективных представлений. С именами Мосса и Леви-Брюля связано создание института этнологии в Парижском уни-верситете в 1926.В послевоенный период во Франции ведущим направ-лением в А. К.становится структурализм, лидером которого является Леви-Стросс — один из наиболее известных антропологов современности. Опираясь на приемы, разра-ботанные в лингвистике и когнитивной психологии, Леви-Стросс пришел к выводу о существовании ментальных структур, определяющих культурное и социальное поведение. Краеугольным камнем концепции Леви-Стросса стало положение о бинарных оппози-циях как о базовой модели, позволя-ющей людям классифицировать элементы культуры и вырабатывать свое отношение к ним. В британской послевоенной А. К. ведущее место занимали продолжатели линии Рад-Антропология культурная 61 клифа-Брауна Эванс-Притчард и Глакман. Последний приобрел изве-стность благодаря исследованию фе-номена конфликта как составного элемента структуры общества. Для американской послевоенной А. ха-рактерным стала реабилитация эво-люционизма, что стало заслугой Уайта, автора оригинальной концепции о зависимости прогресса человечества от объема потребляемой энергии (получившей название "закон Уайта"). Другим представителем неоэво-люционизма стал Д. Стюарт, предло-живший концепцию полилинейной эволюции, учитывавшей специфику развития каждой культуры. Особый интерес Стюарта к проблемам взаи-модействия культуры и окружаю-щей среды позволяет считать его ос-новоположником экологической А. К. Особое место в современной амери-канской А. К. занимает личность К. Герца, известного своим подходом к изучению традиционной куль-туры (например, петушиных боев у балийцев) как интерпретации текста. Развитие А. К. (этнографии) в России и позже в СССР было отмечено значительным своеобразием. В последней трети 19 — начале 20 в. большинство этнографов-практиков — Н. Миклухо-Маклай, В. Богораз, Л. Штеренберг, М. Довнар-Заполь- ский — занимались интерпретацией идей эволюционизма. Наибольший интерес в теоретическом плане пред-ставляли работы Ковалевского, по-священные общине и общинному землевладению как универсальным стадиальным формам развития со-циальных отношений. В послере-волюционный период канонизация раннего эволюционизма в его марк-систской (точнее, энгельсовской трак-товке) на долгие годы застопорила развитие теоретической мысли. Этому же содействовала изоляция и, часто, агрессивное отношение к новым тенденциям в "буржуазной" этнологии. На рубеже 1960—1970-х сфор-мировалось несколько оригиналь-ных концепций в области теории этноса. Их создатели в разной степени отталкивались от концепции, разра-ботанной в 1920-х русским ученым- эмигрантом А. Широкогоровым. На-ибольшую известность приобрели работы Ю. Бромлея, попытавшегося соединить концепцию этноса с марк-систским учением об общественно- экономических формациях и постро-ить на этой основе модель эволюции этносоциальных общностей. В мень-шей степени замеченной оказалась идея А. Арутюнова и Н. Чебокса- рова о передаче информации как о механизме существования этно-социальных и биологических групп человечества. Наибольшей ориги-нальностью отличались приобретшие впоследствии широкую известность концепции Гумилева, открыто по-рвавшего с марксистской традицией и рассматривавшего этносы как био- 62 Антропология философская
социальные феномены, развиваю-щиеся согласно своим уникальным законам.
77. В. Терешкович
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ — см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТ-РОПОЛОГИЯ.
АНТРОПОСОФИЯ (греч. anthropos — человек, sophia — мудрость) — одна из версий теософии (полностью дис-танцировавшаяся от нее в 1909), мистическое учение о человеке как чувственно-сверхчувственном существе, изложенное в 1912 немецким оккультистом Штейнером в книгах "Тайная наука" (1910), "Тезисы ант-ропософии" (1925). В отличие от теософии, помещавшей в центр Вселенной собственного бога и ориенти-рованной на постулаты буддизма и восточного оккультизма, А. опиралась на христианскую мистику неор-тодоксального характера и европей-скую идеалистическую традицию (в частности, на учение Гёте; сам Штейнер обозначал А. как "гётеанст- во 20 века"). В основании А. распола-гались также идеи и предположения пифагорейской и неоплатонической мистики, каббалистики,веданты и немецкой натурфилософии. Дости-жение цели А. (выработку чувства единения с духовной основой Вселенной) Штейнер считал возмож-ным через привлечение юношества к "тайному учению", через воспита-ние в нем способностей медитации и "духовного созерцания", посредст-вом которых недоступные горизонты познания уподобились бы непо-средственно осязаемым предметам. "Высшее знание" в А. — принципи-ально достижимо для каждого человека. В центре системы А. располага-лась обожествляемая человеческая сущность, открытая только посвя-щенным. Человек в концепции А. — это тело, душа и дух. А., сохраняя значение перевоплощения как принципа эволюции, утверждала, что дух руководится законом реинкарна-ции. Для самого Штейнера идея ре-инкарнации стала "идеей-фикс": у него перевоплощались люди, жи-вотные, Земля, Луна, все планеты, Солнце и т. д. Телом, по Штейнеру, управляет закон наследования, душой — созданная ею самой судьба. В 1912 Штейнер основал Антропософское общество, в 1922 — антропософскую "общину христиан". Поклонни-ками А. были Белый, М. Волошин и его жена М. Сабашникова, В. Кан-динский и др. Согласно Бердяеву, в А. трудно отыскать человека: он разъят на множество компонентов и планов (все книги Штейнера пере-насыщены описаниями самых различных иерархий и космических из-мерений). Штейнеру не удалось сблизить при помощи своей А. теософию и христианство, так как у него Иисус Христос стал Богом, исходящим с Солнца, — солнечным Боже-ством (Мень). Согласно убеждениям сторонников А., люди, по-видимо- му, еще не готовы к соприкосновению с этими таинственными мирами, даже если эта модель и каким-то образом коррелируема с современными миропредставлениями. (См. также Штейнер, Реинкарнация.)
А. А. Грицанов
Еще по теме АНТРОПОЛОГИЗМ:
- АНТРОПОЛОГИЗМ
- АНТРОПОАНАЛИЗ
- 1. Общая характеристика философии в XX веке
- ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872
- АНАРХИЗМ
- ЧЕЛОВЕК
- ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО
- ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
- ЛАВРОВ Петр Лаврович
- ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900
- НОЭЗИС и НОЭМА (греч. noesis - мышление, noema - акт мышления
- Постклассическая философия XIX века
- Тема 19. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УНИВЕРСУМА
- НУЛЬ-ГИПОТЕЗА
- Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКАХ ПОДЛИННОЙ СУЩНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ