<<
>>

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ


(греч. apophatikos — отрицательный) — специфичная для теизма па- радигмальная установка теологии, фундированная презумпцией невы-разимости Бога в позитивном знании. В отличие от катафатической теологии, А.
Т. полагает в качестве единственного достоверного источника знаний об Абсолюте непосредственное узрение истины в акте откровения. Согласно А. Т., трансцендентный Бог может быть выражен только по-средством отрицательных определений, т. е. путем последовательного снятия всех его эмпирически фикси-руемых атрибутов и сигнификаций. Парадигма А. Т. восходит в своем ге-незисе к Псевдо-Дионисию Ареопа- гиту, трактующему богопознание как "таинственное богословие", выводящее "за пределы света, на ту наивысшую вершину, где неразло-жимые, абсолютные и непреложные таинства богословия открывают мрак таинственного богословия, превы-шающего всякий свет". (См. также Мистика.)
М. А. Можейко
АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad — к и рег- cepcio — восприятие) — термин, введенный Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и состав-ляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное со-держание этот термин имеет в философии Канта. Последний выделяет два вида А.: эмпирическую и транс-цендентальную. С помощью транс-цендентальной А. "все данное в на-глядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта", что обеспечивает единство самого по-знающего субъекта. Эмпирическая А. является производной от трансцен-дентального единства А. и проявля-ется в единстве продуктов познава-тельной деятельности.В психологии идея трансцендентальной А. была использована Гербартом, превратив-шим ее в понятие апперцептивной массы. Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается опреде-ленное актуализированное содержание сознания. Сам термин А. являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гер- барта могла быть сформирована в процессе воспитания. Понятие А. занимало центральное место в инде- терминистской теории Вундта. По Вундту, А. — это особая внутренняя сила, локализованная в лобных долях головного мозга. Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соот-ветствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и аппер-цептивный. Второй тип есть не что иное, как "творческий синтез", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причиннос-ти. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы, составляющие ощущения, пред-ставления и чувства, рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследо-ваний в этой области привело к появлению гештальт-психологии. В настоящее время А. рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие. (См. также Кант, Гербарт, Вундт, Гештальт- психология, Трансцендентальное единство апперцепции.)
В. А. Поликарпов АПРИОРИ (лат. a priori, букв. — из предшествующего) — философ-ский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности в философии Канта.
Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин — из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формаль-ная причина), — это познание А. и познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априор-ное", предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он на-зывал "вечными истинами", и прирав-нивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении на-ших знаний, Кант писал: "...хотя все наше познание и начинается с опы-та, вместе с опытом, отсюда не следу-ет, что оно целиком происходит из опыта". Кант считал, что, аффици- руя нашу чувственность, вещи про-буждают одновременно и некую вну-треннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание "складывается из того, что мы воспринимаем посредством впе-чатлений, и из того, что наша по-знавательная способность (только побуждаемая чувственными впечат-лениями) дает от себя самой..." Про-явлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем Кант будет считать априорными только те знания, которые безусловно не зависят от всякого опыта, а не от того или иного кон-кретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит "чистые априорные" — те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того — те, которые имеют всеобщий и необ-ходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокуп-ность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще — законы, принципы и т. п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов "все", "вся" и т. д., утверждая некоторые поло-жения и принципы относительно оп-ределенных целостных классов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким- то иным — доопытным или внеопыт- ным образом. Но априорны эти зна-ния лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма за-ключалась, таким образом, в акцен-тировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими суще-ствовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал апри-орные формы чувственности — прост-ранство и время и априорные формы рассудка — чистые рассудочные по-нятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априор-ные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому зна-нию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методо-логии науки к априорным формам знания относятся исходные постула-ты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциальности.
Т. Г. Румянцева
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ:

  1. АПОФАТИЧЕСКАЯ теология
  2. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  3. КАТАФАТИЧЕСКАЯ теология (греч. kataphatikos - утвердительный
  4. ТЕОЛОГИЯ
  5. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  6. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  7. СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ
  8. «Естественная теология
  9. Вознекновение теологии мусульманства.
  10. Теология выше философии
  11. 2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии
  12. Религия, теология и философия
  13. Проблема опыта. Соотношение теологиии философии
  14. ТЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  15. МУ ТАЗИ ЛИТЫ — представители раннемусульманской теологии
  16. ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие