<<
>>

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

(букв, с греч. негативная) — утверждает непознавае-мость Бога посредством разума, поскольку Он — «сверх-сущий», превосходящий все; признает мистический способ познания. Че-ловек должен достичь мистического безмолвного состояния, последовательно отказываясь от предвзятых мнений, понятий о Нем. Тогда Бог сам низойдет в его душу, дав блаженство полного, личного соединения с Ним.

Аргументация

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философия, созданная араба- ми и некоторыми народами Ближнего и Среднего Востока, принявшими ислам и пользовавшимися арабским языком.

Классический период арабской философии — VIII—XV вв. С VII в. она развивается в форме богословской метафизики. К середине VIII в. попытки применить идеи гре-ческой философии к мусульманской догматике приводят к рациональному обоснованию теологии ислама: философия мутазиллитов отрицала антропоморфные представления о Боге, Божественное предопределение и утверждала Божественную справедливость, общезначимость «повеления блага и запрещения зла», возможность познания Вселенной и Бога. В борьбе с мутазил- литами сформировалась школа му- такаллимов — последователей орто-доксального ислама. На дальнейшее развитие арабской философии значительное влияние оказало движение суфизма. Родоначальник ориги-нальных трудов арабской философии — Аль-Кинди. Как и другие представители арабского аристоте- лизма, он подчеркивал значение ес-тествознания; обосновывая вероу-чение ислама, считал возможным относительно автономное сущест-вование философии, основанной на разуме. Усвоение аристотелевской философии в неоплатонизирован- ном варианте, благодаря переведенному на арабский язык сочинению «Теология Аристотеля» (изложение работ Плотина), связано с именами

Аль-Фараби и Ибн-Сины (Авиценны). Они доказывали вечность мира и его независимость от божественного провидения: Бог — «необходимо сущее, благодаря самому себе»; знание Его простирается лишь на универсальное, которое есть сам божественный разум, Его эманации в вещах и человеческий интеллект. Задача познания — понять этот разум. Параллельно с арабским аристотелизмом шло развитие оппозиционных исламу философских течений так называемых «чистых братьев», мистических направлений суфизма. Апологетикой ислама с помощью рацио-нальных доводов разума занимались мутакаллимы, последователи Аль-Ашари. Аль-Газали, прозванный «доказателем ислама», дал анализ арабских неоплатоников и их опровержение. После него основой методологии арабской философии стала аристотелевская логика. Дальнейшее ее развитие продолжается в Испании (Андалусии), где она представлена Ибн Баджжа, Ибн Туфейлем и Ибн Рушдом (Аверроэсом). В последующие столетия в ней уси-ливаются догматическая теология и мистика. С конца XIX в. теология и философия постепенно синтезируются в феномен арабской идеологии ислама. АРГУМЕНТАЦИЯ — интеллектуально-речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу (или группе лиц) и имеет целью достичь приня-тия адресатом одного из содержащихся в тексте утверждений (его на-зывают тезисом аргументации) на основе ряда других утверждений из этого текста (их называют посылками или основаниями аргументации); при этом адресат рассматривается как имеющий право отвергнуть любое из содержащихся в тексте утверждений. Принятие тезиса является непосредственной целью аргументации. Эта цель, как правило, включена в сложную систему других целей аргументирующего, где могут содержаться любые из следующих целей: сообщить истину, ввести в заблуждение, вызвать определенное эмоциональное состояние адресата, побудить к некоторым действиям (ради общего блага, в интересах группы, в интересах адресата или аргументирующего).

Принятие тезиса аргументации происхо-дит в различных формах, включая принятие его в качестве истинного, вероятного, представляющего инте-рес и т. д. Особым случаем принятия является убеждение — уверенность в истинности мысли, характеризующейся относительной устойчивостью, имеющей эмоционально-цен-ностную нагруженность, играющей активную роль в практической или духовной жизни человека и реализуемой вопреки реальной или воображаемой оппозиции. Аргумента-ция может быть обращена к реальному или к воображаемому адресату — в последнем случае аргументация называется условной. Философские исследования аргументации обычно имеют гно-сеологический или этический характер. Гносеологические исследования сосредоточены на роли аргументации в познании, на проблемах ее истинности и логиче-ской правильности, соотношения аргументации и доказательства; этические — на межличностных отношениях участников процесса аргументации, проблемах права и свободы в аргументации, честно-сти и справедливости аргументации. Архетип

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н. э.) — древнегреческий фи-лософ. Родился в полисе Стагира (поэтому его называют также Стагиритом). Выдающийся ученик Платона, один из слушателей его Академии. В течение трех лет руководил воспитанием юного Александра Македонского. Вер-нувшись в Афины, основал собственную философскую школу — Ликей. После смерти Александра Македонского подвергся пресле-дованиям, из-за чего покинул Афины. Дошедшие до нас произ-ведения Аристотеля не являются полными. Существует проблема их хронологической последовательности и подлинности ряда

текстов («Аристотелев вопрос»). Наиболее значимые произведения Аристотеля — «Органон», «Мета-физика» (оба названия появились после смерти автора), «Физика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Экономика», «Риторика». Философия («первая философия»), согласно Аристотелю, должна изучать сверхчувственное и вечное сущее, начала и причины. Чувственное, изменчивое сущее изучает физика («Вторая философия»). Однако Аристотель критикует платоновское учение об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей. Основные воз-ражения Аристотеля: 1) идеи в платоновском понимании бесполезны для познания вещей, поскольку являются лишь копиями последних; 2) у Платона отсутствует удовлетво-рительное решение вопроса об отношении мира вещей и мира идей, — его утверждение об «участии» вещей в идеях — не объяснение, а всего лишь метафора; 3) противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; 4) в обос-нованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становление вещей чувственного мира. По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, поскольку она есть сочетание «материи» и «формы» (медный шар — это единство меди и шаровидности). Онтологически форма—сущность вещи, гносе-ологически — понятие о вещи. Материя определяется как отсут-ствие формы и возможность формы. Возникновение вещей есть «оформление» материи, в процессе которого участвуют четыре вида причин: материальная, фор-мальная, производящая и целевая. Так, материальная причина дома — то, из чего он строится (камни, лес), формальная — план дома, производящая — архитектор, целевая-— законченное здание. Неподвижным перводвига- телем и формой всех форм выступает Бог. Основоположник науки логики, Аристотель понимал ее не как отдельную науку, а как орудие всякой науки («Органон»). Аристотель создал учение о методе вероятностного знания, об определении и доказательстве как методах достоверного знания, об индукции как методе установления исходных положений науки. Разработав учение о душе, ее природе, явлениях восприятия и памяти, Аристотель выступил также основоположником психологии. Душа понимается как ор-ганизующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой обладает все живое. Выделяется три вида души: расти-тельная, животная и разумная. На учении о душе основывается этика Аристотеля. Разумная душа имеет рассудочную и собст-венно разумную часть. Добродетель собственно разумной части души — в мудрости, а добродетель рассудочной части души — в практичности, связываемой с обще-ственными отношениями.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ:

  1. АПОФАТИЧЕСКАЯ теология
  2. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  3. КАТАФАТИЧЕСКАЯ теология (греч. kataphatikos - утвердительный
  4. ТЕОЛОГИЯ
  5. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  6. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  7. СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ
  8. «Естественная теология
  9. Вознекновение теологии мусульманства.
  10. Теология выше философии
  11. 2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии
  12. Религия, теология и философия
  13. Проблема опыта. Соотношение теологиии философии
  14. ТЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  15. МУ ТАЗИ ЛИТЫ — представители раннемусульманской теологии
  16. ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие
  17. Абсолют АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — средневековый философ, теолог, поэт
  18. ШВЕЙЦЕР Альберт (1875— 1965) — немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, про-грессивный общественный деятель