<<
>>

АПОКАЛИПСИС

(греч. apokalyp- sis — откровение) — Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, а также обобщающее наименование определенной сово-купности иудейских и христианских текстов эсхатологического и прови- денциалистского толка, главным образом фундирующихся на книгах

64 Апокалиптические всадники

пророков Иезекииля и Захарии.

Наиболее значимые тексты в жанре А.: "Книга Пророка Даниила" (впервые является образ Сына Человеческого, которому "дана власть, слава и царство, чтобы все народы и племена и языки служили Ему"); три книги Еноха(древнееврейская, славянская и эфиопская); "Апокалипсис Езд- ры"; "Апокалипсис Авраама"; "Апо-калипсис Варуха", а также "малый Апокалипсис" (эпизод в так называ-емых "синоптических" Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки, — в котором Иисус Христос вещает о "кончине века", в мерзости и запустении и о знамениях скорого пришествия Сына Человеческого). К христианским апокрифическим А. относятся "Апокалипсис Петра" и два различающихся "Апокалипсиса Павла", "Апокалипсис Фомы", "От-кровения Варфоломея" и др.
Главная идея "канонического" А. — А. Иоанна Богослова — возрастающее могу-щество сатанинского антихристова града в конечном счете приведет его к грандиозному столкновению с про-тивостоящей силой и к гибели. А. Иоанна не являл собой конкретного пророчества, нося скорее метаисто- рический характер. В А. Иоанна изображено также торжество Царст-вия Божьего на земле — пророческое предсказание о "тысячелетнем цар-стве Христовом". Одни церковные авторитеты (св. Ириней Лионский, св. Юстин Мученик, Мефодий Олим-пийский и др.) считали, что царство Христово восторжествует здесь, на земле, в предконечный, "посюсто-ронний" период мировой истории. Другие (например, Августин Блажен-ный) настаивали на том, что царство праведников, царствующее с Христом, — это и есть Церковь, ее стран-ствия по земле и т.
п. 21 глава А. Иоанна изображает цель процесса спасения, т. е. преображения, обоже-ствления мира. Не личности будут уничтожены к моменту пира — тор-жества всего спасенного человечества, — а все пройдут очистительный огонь, и будет изгнано "оно", зло, на-ходящееся в этих личностях, во всем, во всех существах, от демонских сил до человеческих (о. С. Булгаков). Тексты в жанре А., как правило, отражали диссидентские тенденции в христианской литературе, большин-ство из них осуждалось официаль-ной церковью.

А. А. Грицанов

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ВСАД-НИКИ — символическая фигура из главы 6 "Откровения Иоанна Бого-слова", а также их изображение у А. Дюрера. В книге пророка Исайи описаны образы всадников-носителей бича Божия, грозы Божией. У пророка Захарии — это всадники-послан-ники судеб Божиих. А. В. — символ катастроф, которые постигнут мир, изображение самых трудных, пере-ходных эпох (схема Меня). Первый, на белом коне, — это Империя (у Иоанна — Римская), образование, враж-дебное истинно человеческому в человеке. Второй, на рыжем коне, — это война. Третий всадник, на воро-ном коне, — голод. Завершают эту процессию у Иоанна два демона (в ха-наанском пантеоне были два ужасных божества — Преисподняя и Смерть), в обличье всадника на блед-ном, подобно умершему человеку, коне. Его имя Мот (греч. — смерть), и "ад следовал за ним". По иной вер-сии (в изложении М. Холла, "Энцик-лопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии", 1928) в аллегории А. В. излагаются состояния человека во время различных стадий его сущест-вования. В первой, духовной, стадии он коронован. Когда он сходит в область опыта, он вооружен мечом. До-стигая физического выражения, на-инизшего своего состояния, он несет весы, и "философской смертью" он вновь освобождается в высшие сферы. А. В. также могут быть интер-претированы как представляющие солнечную энергию, скачущую на четырех элементах (огонь, воздух, вода, земля), которые служат ей в качестве средства для ее выражения (Ш.

Дюпуи, "Истоки всех религиоз-ных поклонений").

А. А. Грицанов

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЙ — в 20 в.

обозначение периода времени или состояния общества, когда сущест-вованию самого человека угрожают разрушительные, смертоносные силы континентального либо плане-тарного масштаба (оружие массового уничтожения, экологические ката-строфы, неотвратимые эпидемии). Традиционно имеется в виду образ четырех А. всадников.

А. А. Грицанов

АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО,

или "число зверя", — в "Откровении Иоанна Богослова" мистическое число 666. По Иоанну, "число зверя — это число человеческое", ибо имя лжепророка, который действует во имя и славу зверя, — имя человечес-кое. В древнееврейском языке (ибо Иоанн мыслил семитически) каждая буква имела цифровое значение. Сумма числовых значений букв в словах "кесарь" и "Нерон" и дало ве-личину 666. У Иринея Лионского (конец 11 в.) встречается число 616 (аналог величины выражения "кесарь Неро"). Тиран, убийца, безумец, преступник, обожествлявший себя, Нерон совпадал с обличьем Ан-тихриста. Более удачного толкова-ния величины А. Ч. не найдено до сих пор.

А. А. Грицанов

АПОКАТАСТАСИС (греч. apokatas- tasis — возвращение в прежнее состояние, восстановление) — понятие, посредством которого обозначалось необходимое возвращение вещей в свое былое обличье. Учение об А., восходящее истоками к пифагорейской школе и взглядам Гераклита, нашло концептуальное оформление в воззрениях школы стоиков, ут-верждавших тождественность сме-няющихся миров и, следовательно, неизбежное возвращение в каждый новый мир вещей, живых существ (идея реинкарнации) и событий, присущих миру предыдущему. В раннех-ристианской традиции понятие А. обозначало время, когда после Страш-ного Суда Христова были должны исполниться пророчества об утверж-дении Царства Божия на земле, о предстоящем обращении всех людей в христианство и об обретении святыми вечного блаженства. Идея А. коррелировалась с апокалиптическими представлениями о судьбе мира. Ориген не исключал из процедуры полного "спасения", просветления и соединения с Богом (независимо от их воли) всех душ и духов, даже дья-вола, а также постулировал вследствие этого временный характер мук грешников в аду.

В 6 в. церковь объявила такие мысли ересью, что не помешало им проявиться вновь в 9 в. в воззрениях Иоанна Скотта Эриуге- ны, отрицавшего сущностную реаль-ность зла, которое, по его мнению, существует лишь как собственное отрицание, как "ничто".

А. А. Грицанов АПОКРИФЫ (греч. apokryphos — тайный, секретный) — произведе-ния иудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие "А." первона-чально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохра-нить свое учение в тайне (см. Гности-цизм). Позднее термин "А." был отнесен к раннехристианским текс-там, не признанным "богодухновен- ными": Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию (см. Библия), считаются церковью "посторонними" или "не-каноническими", т. е., собственно, апокрифическими. А. подразделя-ются на ветхозаветные и новозавет-ные. К наиболее значимым ветхоза-ветным А. относятся: Книга тайн Еноха (славянская и эфиопская), книга юбилеев (Малое Бытие), Заветы 12 патриархов, IV книга Ездры, сирийский и греческий апокалипси-сы Варуха, оракулы Сивиллы, Вознесение Моисея, премудрости Соломона, паралипомены Иеремии, Товит, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Седраха и т. д. Содержание А. разнообразно — от проповедей (Заветы 12 патриархов) до раскры-тия "божественных" тайн (книги Еноха). Нередко ветхозаветные А. несут в своем содержании следы зоо-морфизма, включают в себя элемен-ты языческой мифологии. Для А. характерны идеи провиденциализма. Значительную часть апокрифи-ческой литературы составляют тексты апокалиптического характера, проникнутые эсхатологическими и мессианскими идеями. Существен-ное место в содержании ветхозавет-ных А. занимает также идея личного спасения и индивидуального возмез-дия. К новозаветным А. относятся: История Иосифа-плотника, Евангелие Никодима, Арабское евангелие детства, Евангелие Фомы, Деяния Фомы, Деяния Иоанна, Деяния Анд-рея, Деяния и Мученичество Матфея, Послание Климента, Послания Игнатия, Послание Павла к Лао- дикийцам, Евангелия евреев, Апо-калипсис Стефона, Протоевангелия Иакова, Откровение Варфоломея, "Пастырь" Гермы (Ермы), Послание Варнавы, Дидахе и т.

д. По крите-рию специфики своего содержания А. Нового Завета могут быть диф-ференцированы на четыре группы: 1. Апокрифические евангелия. 2. Апо-крифические деяния Апостольские. 3. Послания апостольские. 4. Апокри-фические апокалипсисы. Новозавет-ные А. также делятся на "отречен-ные" (т. е. радикально запрещенные в целом) и "дозволенные для чтения" (но не для богослужения). Для со-держания новозаветных А. харак-терны идеи "единодушия", т. е. единства верующих, акцентированное утверждение идеи всемогущества Христа; наряду с этим новозавет-ные А. содержат также предписания относительно совершения опреде-ленных культовых действий, тексты молитв, некоторые положения, касающиеся организационной структуры и принципов управления христиан-скими общинами. В восточнославянской традиции к ветхозаветным А. относятся: "Сказание, как сотворил Бог Адама" (в белорусской обработке 15 —16 вв. — "Страсти Христа", "О двенадцати страданиях"), "Стра- тим-птица", "Стратим-лебедь", где отразилось дуалистическое пред-ставление о мироздании,характерное для популярной в 10—11 вв. в Болгарии так называемой "богомиль-ской ереси" (приток апокрифической литературы в культурное пространство восточных славян осуществлялся начиная с 11 в. из Византии и частично из Болгарии). К новозаветным славянским А. относится популярный А. "Хождение боготворцы по мукам", в котором ярко выражены эсхатологические идеи; апокрифи-ческие евангелия Иакова, Фомы, Никодима. А. оказали определенное влияние на развитие некоторых ли-тературных жанров (жития, описания паломничеств и др.).

Н. С.Щекин

АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙ- СКОЕ — философско-эстетические понятия, использованные Шеллин-гом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушаю-щих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную про-изводительную силу,которой в том же самом субъекте противостоит ос-мысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила...

Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевле-ние от просто дионисийского". По-нятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р. Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рационального, светло-го) и Д. (оргиастически-иррацио- нального, темного, экстатически- страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и соответственно двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше тем не менее склонялся к Д. ипостаси культуры.

А. А. Грицанов

АПОЛОГЕТИКА (греч. apolo- geomai — защищаю) — 1. В тради-ционно-историческом значении — собирательное название трудов раннехристианских писателей-фи- лософов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского миро-воззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимуще-ства моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимуще-ства христианства в роли государст-венной религии. Из трудов, отно-сящихся к А., наиболее известны послания Юстина Мученика, или "Христа в философской мантии", трактовавшего христианство как новую философию, а также Афинагора (вторая половина 2 в.). Широко известен также платоновский диалог "Апология" — воспроизведение той речи, которую Сократ произнес на суде в свою защиту. 2. В классическо-бо- гословском значении — базовая от-расль теологии ("основное богословие" в православии, "фундаментальная теология" в католицизме), занимаю-щаяся защитой христианского веро-учения посредством рациональной аргументации. Включает в себя изло-жение системы догматов вероучения (см. Вера), доказательства бытия Божьего, обоснование преимущества за-щищаемой конфессии по сравнению с другими, критику направленных против нее возражений. Максимально развита в православии и католицизме, заменяясь в протестантизме "учением о принципах". 3. В культурологическом и историческом значении — произведения высокопоставленных официальных лиц и светски канони-зированных теоретиков, посвященные отстаиванию определенной системы идейных ценностей и идеологических приоритетов (см., например, Марксизм-ленинизм, Митин).

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АПОКАЛИПСИС:

  1. АПОКАЛИПСИС
  2. ВРЕМЯ АПОКАЛИПСИСА
  3. ОГЛАВЛЕНИЕ
  4. КОСМИЗМ РУССКИЙ
  5. БИБЛИЯ
  6. ДУАЛИЗМ
  7. РИТОРИКА
  8. ОТКРОВЕНИЕ
  9. ХРИСТИАНСТВО(греч. christos - помазанник, мессия, спаситель
  10. ХРИСТИАНСТВО
  11. ОТКРОВЕНИЕ
  12. Раздел 3
  13. РАЗВИТИЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА
  14. Тема 20. НООСФЕРА — СФЕРА РАЗУМА
  15. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944
  16. КОСМИЗМ (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение
  17. ЭЛИТЫ ТЕОРИИ