<<
>>

АПОРИЯ

(греч. а — отрицательная частица, poros — выход, aporia — безвыходное положение, затруднение, недоумение) — термин, с помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непре-одолимые логические затруднения.

Ряд А. — доказательств, направлен-ных против признания истинности движения, создал Зенон (5 в. до н. э.), представитель школы элеатов. Он считал, что всякое понятие о движении противоречиво, следовательно, неистинно. Важнейшие из А. Зенона — "Летящая стрела", "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха" — сводятся к общему доказательству, сформулиро-ванному им самим: "Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет". Согласно А. "Летящая стрела" путь движения стрелы состоит из суммы точек покоя. В каждой точке движения стрела находится в состоянии покоя. Из ряда состояний покоя движение возникнуть не может.
Аргумент "Дихотомия", направ-ленный на обоснование невозможности движения, состоит в следующем. Для того чтобы пройти расстояние от точки А до точки В, человек должен сначала пройти половину намеченного расстояния. Но прежде чем пройти половину расстояния, он должен пройти половину этой длины, а для этого — половину оставшейся половины и т. д. Иначе, для того, чтобы осу-ществить движение на ограничен-ном пространстве, человек должен пройти бесконечное количество частей этого пространства, следователь-но, он никогда не дойдет до точки, к которой стремится. Такого рода деление пространства Гегель назвал "дурной бесконечностью". В А. "Ахиллес и черепаха" Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, вследствие того что Ахиллес, находясь в начале дви-жения позади черепахи, должен вновь и вновь проходить то расстоя-ние, которое ранее уже прошла чере-паха: за то время, пока Ахиллес пре-одолеет отделяющее его от черепахи расстояние, черепаха проползет половину этого расстояния; преодолеет Ахиллес половину, а черепаха от-ползет еще на одну четверть и т.
д. до бесконечности. В этих и других А. Зенон видит в пространстве лишь сумму отдельных отрезков, не умея раскрыть диалектическую взаимо-связь времени и пространства, единство их прерывности и непрерывности, актуализируемое в движении. Аргументы Зенона направлены не против реальности чувственно вос-принимаемого движения, а против возможности мыслить движение, не впадая при этом в противоречия. А. Зенона представляют собой геоме- трически правдоподобные ситуации, в некоторой степени соответствующие логическим антиномиям. Китайский философ Хо Ши (ок. 350—260 до н. э.) был автором ряда А., близких к парадоксам Зенона. Наиболее известна А. "Пределы": "Наибольшее не имеет внешней границы, а наименьшее лишено предела внутри себя", в которой фиксируется невозможность про-странственной локализации ни абсо-лютного максимума, ни абсолютного минимума. Другой китайский философ, Гунсунь Лун (ок. 325—250до н. э.), утверждал, что "летящая стрела вре-менами не находится ни в движе-нии, ни в покое", "если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, то этот процесс нельзя за-кончить и через десять тысяч поколений". Данные утверждения в несколько иной форме выражают проблемы, сформулированные в А. Зенона. Раз-решение в современной науке труд-ностей, известных под названием "апории Зенона", связано с построе-нием аксиоматик движения. Наиболее известной является аксиоматика движения, построенная японским логиком С. Шираиши. Она исходит из того, что между любыми двумя точками, которые проходит движущееся тело, можно установить одно из следующих трех отношений: "пред-шествовать", "следовать за", "быть неотличимыми". С. А. Яновская расширила данную аксиоматику за счет введения в нее "неотличимости" разных порядков.

С. В. Воробьева

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori, букв. — из последующего) — фило-софский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противо-положность a priori ("доопытному" знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у ев-ропейских схоластов. Лейбниц по-нимал под познанием А. все опытное познание или "истины факта" в отличие от "истин разума", т. е. познания a priori. По Канту, апостери-орное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апо-стериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опы-та, несогласовывающегося со старым. Для того чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.

А, В. Ванчукевич

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АПОРИЯ:

  1. АПОРИЯ
  2. АНТИНОМИЯ
  3. Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИЗАДАНИЯ
  4. ГЛАВА ПЕРВАЯ
  5. Значение софистов:
  6. ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО
  7. 1. Натурфилософия античности
  8. ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  9. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
  10. АНОМИЯ
  11. ПАРАДОКС
  12. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
  13. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
  14. ВНИМАНИЕ
  15. Тема 24. СПОРЫ ОБ АТРИБУТИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ