АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ
— в "Критике чистого разума" Канта — одна из групп в со-вокупности априорного знания; раз-новидность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое пре-дикатом знание является новым по сравнению со знанием, заключен-ным в субъекте.
В суждениях данной разновидности имеет место, по Канту, новое соединение, т. е. новый синтез знаний, поэтому он и называет их синтетическими расширяющими суждениями. Их роль в познании чрезвычайно важна. Так, если ана-литические суждения (а они своим предикатом ничего не присоединяют к понятию субъекта, а только разла-гают его путем анализа на части, которые уже мыслились в нем) необхо-димы для познания в том плане, что придают "требующуюся для уверен-ного и широкого синтеза" отчетли-вость нашим понятиям, то А. С. С. являют собой, по Канту, конечную цель всего нашего познания, дейст-вительно выстраивая все его новое здание, требуя непрестанного обра-щения к опыту. Кант акцентирует внимание на А. С. С. еще и потому, что в них находит свое выражение такая способность человеческого по-знания, как приобретение не просто новых, но и обладающих статусом всеобщности и необходимости знаний, воплощающих в себе по сути цель любого познавательного процесса. Эти всеобщность и необходимость достигаются, однако, не посредством апелляции к опыту, который в прин-ципе не способен дать такого знания, а благодаря особым познавательным способностям человека. Наивысшее воплощение эти способности дости-гают в науке, истины которой, как считает Кант, и являют собой по-стоянно добываемые и обновляемые А. С. С. Они уже существуют, т. е. возможны. Главной проблемой всей "Критики чистого разума" становится вопрос о возможности таких суж-дений, как они возможны. Как во-обще возможно новое, истинное знание, обладающее непререкаемой всеобщностью и необходимостью? Вся архитектоника этой кантовской работы представляет собой после-довательную конкретизацию этого главного вопроса, который оформля-ется в три иных, тесно связанных между собой вопроса: а) как возмож-ны априорные суждения в математике?; б) как возможны априорные суждения в естествознании?; в) как возможны априорные суждения в метафизике? Отвечая на них, Кант одновременно исследует общие всем людям познавательные способности или формы познания, применяемые в этих областях знания, — чувствен-ность, рассудок и разум, постепенно выдвигая на первый план вопрос о возможности А. С. С. в метафизике, переформулируя последний в вопрос о ее возможности как науки вообще со своим специфическим предметом, про-блематикой, языком и т. п.Т. Г. Румянцева
Еще по теме АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ:
- СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРИ
- СУЖДЕНИЯ
- СУЖДЕНИЕ
- 4.3. Синтетические и аналитические счета
- Синтетический и аналитический учет
- Идея исчисления суждений
- СУЖДЕНИЕ
- 4. Синтетический учет материалов
- Синтетический учет кассовых операций:
- Кант V: "Критика способности суждения
- Упражнение 1. Поиск оснований решений и суждений
- Проблема сдерживания поспешности в суждениях
- 10.2. Проверка данных синтетического и аналитического учета издержек обращения
- Иммануил Кант
- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
- Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральномзаконе
- АЖУР (фр. a jour - по сей день
- АПРИОРИ
- БЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center