<<
>>

АРХЕТИП

(греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, профор-ма) — понятие, восходящее к тради-ции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом.

Под слоем "личностного бессознательного", со-ставлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "кол-лективное бессознательное", тракту-емое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не фор-мирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессоз-нательном основную роль играют "комплексы"(например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элемен-тами коллективного бессознательного являются "А." — универсальные модели бессознательной психичес-кой активности, спонтанно опреде-ляющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантов- скими "априорными формами" познания, однако лишены их абстракт-ности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совме-стной работы сознания и коллектив-ного бессознательного.
Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым чело-веческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем.
Разрабо-танная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. (См. также Юнг.)

В. Н. Фуре

АРХИЧИТАТЕЛЬ — см. ИНТЕР- ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ.

АСЕБИЯ (греч. asebeia — безбожие) — понятие христианской ду-ховной традиции, обозначающее различные святотатственные действия: присвоение священных даров, кощунство по отношению к иконам и иным сакральным предметам, раз-глашение тайны исповеди и т. п. А. также именуется осознанное несо-блюдение традиционных обрядов ре-лигиозного культа.

С. Ю. Солодовников

АСКЕТИЗМ (греч. aske — упражне-ние в чем либо) — техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей: этического идеала, мистического совершенства и т. д., а также соответствующая им систе-ма ценностей. В религиозно-фило- софских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) А. часто на-зывали упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве А. стал нача-лом монашества. Аскеты свершали пост и молитвенные подвиги, однако не налагали на себя обетов, как впос-ледствии это делали монахи, и не обязательно принимали службу в клире. Аскетами также иногда называли жертвовавших своими достатками на бедных. В христианском протестантизме под А. понимается необходи-мость неутомимой деятельности в рамках своей профессии в целях личного спасения, — так называемый "мирской А.". (См. Мистика.)

А. Н. Шуман

АСМУС Валентин Фердинандович (1894—1975) — российский философ, специалист по истории филосо-фии, логике, эстетике, истории культуры. Окончил отделение фило-софии и русской словесности истори-ко-филологического факультета Ки-евского университета (1919). Доктор философских наук (1940). Препода-вал историю философии (с 1927) в Институте Красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской, в Институте истории и философии. Профессор МГУ (с 1939). Один из авторов и редакторов "Истории фило-софии" (удостоен Государственной премии СССР в 1943).

Старший научный сотрудник Института филосо-фии АН СССР (с 1968). Премия имени Л. Толстого (1918). Заслуженный деятель науки РСФСР. Член Между-народного института философии (Париж). В соответствии с завещани-ем А. был похоронен с графическим портретом Канта в руках. Основные сочинения: "Диалектический мате- риализм и логика" (1924), "Адвокат философской интуиции (Бергсон и его критика интеллектуализма)" (1926), "Этика Спинозы" (1927), "Диалектика в системе Декарта"

, "Диалектика и антиномии Канта" (1928), "Диалектика Канта"

, "Очерки истории диалектики в Новой философии" (1930), "Маркс и буржуазный историзм" (1933), "Н. Г. Чернышевский как диалек-тик" (1939), "Круг идей Лермонто-ва" (1941), "Логика" (1947), "Учение логики о доказательстве и опровер-жении" (1954), "Декарт" (1956), "Шиллер как философ и эстетик" (1957), "Демокрит" (1960), "Немецкая эстетика 18 века" (1963), "Проблема интуиции в философии и ма-тематике" (1965), "Иммануил Кант" (1973), "Платон" (1975), "Античная философия" (1976), "Историко-фи-лософские этюды" (1984), "В. Соловьев: Опыт философской биографии" (1988) и др. Известна также речь А. на похоронах Б. Пастернака (1960), в которой он дал идущую вразрез с официальными идеологическими установками оценку его творчества и мировоззренческой позиции ("Стала б логика школьным предметом, // Но безумья он дал ей права // В день, когда над опальным поэтом // Молвил слово устами волхва" — у Я. Козловского об А.).

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АРХЕТИП:

  1. АРХЕТИП
  2. АРХЕТИП
  3. АРХЕТИП
  4. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ
  6. БОГО-ОБРАЗ
  7. САМОСТЬ
  8. АНИМА, АНИМУС
  9. ПАТТЕРН
  10. ПЕРСОНА
  11. АНИМА И АНИМУС
  12. ИНДИВИДУАЦИЯ
  13. ПСИХОАНАЛИЗ
  14. АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ
  15. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  16. ТЕНЬ
  17. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ