<<
>>

АВЕРРОИЗМ


— направление в за-падноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля.
Авер- роэс и его последователи чаще всего в форме комментариев произведений Аристотеля развили учение о вечности материи и движения, о несотво- ренности Богом мира. Бытие Бога А. признавал только в качестве первопричины сущего, перводвигателя, но не творца, в качестве чистого разума, а не волевого начала. Аверро- исты разрабатывали теорию двойственной истины, с помощью которой обосновывали независимость фило-софского знания от откровения и теологии, отделяли и даже проти-вопоставляли знание — вере, философию —¦ теологии. Аверроисты утверждали всеобщую причинную связь природных явлений, усматривали в закономерном движении небесных светил естественную необходимость, которой подчинено все происходящее на земле, включая общественную жизнь, смену государств и религий ("законов"). Отвергая тварность и индивидуальное бессмертие души, аверроисты разрабатывали учение о "единстве интеллекта" (монопсихизм), согласно которому не только Бог ("активный интеллект"), но и че-ловеческий ум ("пассивный интеллект") как множественность конкретных человеческих проявлений представляет собой в сущности единую и общую для всех людей нематериальную субстанцию. В средневе-ковую эпоху господства религии А. получил широкое распространение среди мыслителей Западной Европы, хотя и преследовался католической церковью: в 1270 парижский епископ
Автокоммуникация 13
Тампье предал анафеме 13 тезисов аверроистов, в 1277 — по приказанию папы Иоанна XXI совет теологов осудил уже 219 тезисов, большая часть из которых носила аверроист- ский характер, а в 1513 А. был осужден Беневентским собором.
А. А. Круглое
АВЕРРОЭС — см. ИБН РУШД.
АВИЦЕННА — см. ИБН СИНА.
АВТАРКИЯ (греч. autarkeia — са-моудовлетворение) — независимость от всех вещей внешнего мира или других людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков. Мудрецу-стоику "достаточно самого себя". А. в экономике — это экономическая независимость страны, освобождающая данное государство от ввоза наиболее важных пред-метов потребления.
С. Ю. Солодовников
АВТОКОММУНИКАЦИЯ — тип информационного процесса в культуре, организованный как такая пе-редача сообщения, исходным условием которой является ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях коммуникации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. как двух возможных вариантов направленной передачи сообщения. Если коммуникация реализует себя в структуре "Он-я" (эквивалентно "Я-он"), то А. — в структуре "Я-Я". Позволительность усмотрения в этих процессах факта передачи ин-формации обеспечивается в первом случае изменением субъекта (от исходного носителя информации к уз-нающему), во втором — изменением самой информации, достигаемым за счет ситуативного привнесения добавочного или нового кода, задаю-щего "сдвиг контекста" ("исходное сообщение перекодируется в едини-цах его структуры"), причем это качественное трансформирование информации приводит и к трансформации ее носителя ("перестройка этого са-мого "Я").
Таким образом, "передача сообщения по каналу "Я-Я" не имеет имманентного характера, поскольку обусловлена вторжением извне неко-торых добавочных кодов и наличием внешних толчков, сдвигающих конкретную ситуацию". В качестве типового примера таких кодов Лотман приводит ряд поэтических текстов, "воспроизводящих зависимость яркой и необузданной фантазии от мерных ритмов" езды на лошади ("Лесной царь" Гёте, ряд стихотворений в "Лирических интермеццо" Гейне), качания корабля ("Сон на море" Тютчева), ритмов железной дороги ("Попутная песня" Глинки на слова Кукольника); примером функциони-рования архитектонического кода, развернутого не во времени, а в про-странстве, может служить созерцание японским буддистским монахом сада камней, которое "должно создавать определенную настроенность, способствующую интроспекции". Механизм передачи информации в канале "Я-Я" может быть, таким образом, описан как наложение формального добавочного кода на исходное сообщение в естественном языке и создание на этой основе квазисинтагматической конструкции, задающей тексту многозначную семантику с ассоциа-тивными значениями. Пропущенный через процедуру А., текст "несет тройные значения: первичные обще-языковые, вторичные, возникающие за счет синтагматической переорга-низации текста, со- и противопоставления первичных единиц, и третьей ступени — за счет втягивания в сообщение и организации по его кон-структивным схемам внетекстовых ассоциаций разных уровней, от наиболее общих до предельно личных". (С точки зрения Лотмана, важно, что один и тот же текст в различных функционально выделенных системах отсчета "может играть роль и сообщения, и кода или же, осцилли-руя между этими полюсами, того и другого одновременно".) Важной ха-рактеристикой артикулируемого в А. текста выступает редукция формализма используемых им языковых средств: "возможность чтения только при знании наизусть" (так, по Лотману, в факте прочтения Кити аббревиатуры, записанной Левиным, воспроизводящем в тексте "Анны Ка-рениной" реально имевшую место си-туацию объяснения Л. Н. Толстого со своей невестой С. А. Бере, "мы имеем дело со случаем, когда читающий понимает текст только потому, что знает его заранее... Кити и Левин — ду-ховно уже одно существо; слияние адресата и адресанта происходит на наших глазах"). Применительно к широкому социокультурному кон-тексту, по мнению Лотмана, могут быть выделены как культуры, в рамках которых в качестве типового функционирует информационный процесс, организованный по прин-ципу "Он-я", так и культуры, ориен-тированные на А. Первые — при всем своем очевидном динамизме — проигрывают в плане активности индивидуального сознания ("читатель европейского романа Нового времени более пассивен, чем слушатель волшебной сказки, которому еще предстоит трансформировать полу-ченные им штампы в тексты своего сознания; посетитель театра пассивнее участника карнавала"), вторые — при меньшей социальной динамич-ности — содержательно креативны и "способны развивать большую ду-ховную активность". Данная типология культур типологически сов-местима с предложенной Лотманом дихотомией "текстовой культуры" как ориентированной на тиражирование текстовых прецедентов и "культуры грамматик" как ориентированной на творческое воссоздание и авторское создание текстов на основе ре-флексивного осмысления порожда-ющих моделей "грамматик", т. е. правил структурирования текстов ("Проблема "обучения культуре" как ее типологическая характерис-тика", 1981). Предложенная Лотма-ном модель А. как типичная для "культур-грамматик" весьма опера-циональна и без редуцирующих потерь апплицируется на конкретно- исторический материал. Так, в свете проблемы становления философско-го мышления как культурного феномена концепция А. позволяет интер-претировать античную культуру как "культуру грамматик" с доминиро-ванием А. (см. "я выспросил самого себя" у Гераклита), что и стимулиро-вало оформление в ее основоположениях идеала вариабельности и нор-мативной плюральности авторских философских моделей (см. Античная философия) в отличие от тради-ционной восточной культуры как "текстовой". Концепция А. Лотмана приобретает особую значимость при погружении ее в контекст пробле-матики философии постмодерна: феномен "деконструкции текста" (Деррида), "означивания" как текс- топорождения (Кристева) и другие процедуры смыслопорождающего структурирования и центрации текста, фундированные презумпцией "смерти Автора" (Барт) (см. Смерть субъекта) и идеей Читателя как "ис-точника смысла" (Дж. X. Миллер), фактически могут быть описаны как протекающие в режиме и посредством механизма А.
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АВЕРРОИЗМ:

  1. АВЕРРОИЗМ
  2. Латинский аверроизм
  3. ПРИМЕЧАНИЯ
  4. РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный
  5. РЕАЛИЗМ
  6. СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая беседа, школа
  7. СОДЕРЖАНИЕ
  8. СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый
  9. Аристотелизирующии креационизм Аквинатаи его картина мира
  10. СХОЛАСТИКА
  11. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  12. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ (или гипотезы