>>

ОТ АВТОРА

В предлагаемой книге рассмотрена одна из наиболее содержательных эпох в истории европейской, главным образом западноевропейской, философской культуры — эпоха так называемого Возрождения и ранних буржуазных революций.

Хронологическое ядро этой эпохи составляют XV —XVII столетия.

Рассматриваемая эпоха развития европейской философской культуры — весьма насыщенное и богатое средоточие глубочайших идей в истории мирового философского развития. Оно давно занимает важнейшее место в программах историко-философского образования во мно-гих странах, в том числе и у нас. В развитии философских идей при этом обычно отмечаются два больших этапа, которые приняты и в данной книге. Первый из них совпадает с эпохой Возрождения (Ренессанса). Она начинается в Италии уже в XIV и продолжается в XV в., распространяясь к концу последнего.столетия и на другие страны Западной Европы, а в XVI в.— и на некоторые страны Восточной Европы.

Культура эпохи Возрождения — это прежде всего культура раннебуржуазного общества, зародившаяся в итальянских городах, а затем развивавшаяся в городах других европейских стран. Раннебуржуазная культура противостояла здесь культуре феодального общества, которое постепенно уступило свои позиции. В фокусе наступавшей ренессансной культуры стоял новый человек, рождавшийся в условиях все более интенсивной городской жизни. Для осмысления этого человека потребовалось значительно более всестороннее и глубокое знание различных творений античной культуры, чем то, которым располагало средневековое феодальное общество и которое так или иначе было приспособлено к религиозно-христианскому мировоззрению. С этим главным образом и связано само название всей новой эпохи в развитии европейской культуры как эпохи Возрождения культуры античной.

Философское содержание эпохи Возрождения неотделимо и от так называемого гуманистического движения, цоторое в дальнейшем будет рассмотрено более подробно.

Мировоззренческим антиподом ренессансной гуманистической философии оставалась схоластика, господствовавшая в европейских университетах. Она опиралась на ограниченный античный материал и служила прежде всего делу обоснования религиозного мировоззрения и христианского богословия. Схоластика — сугубо консервативное мировоззрение, очень слабо реагировавшее на новые явления жизни, фактически игнорировавшее многообразные интересы человека, рождавшегося в условиях все более интенсивной городской жизни. В отличие от схоластики ре- нессансная философия находилась в тесном взаимодействии с прогрессивными явлениями жизни и со многими сторонами гуманистической культуры. Возобновив практически все основные учения и идеи философии и науки античности, эта философия обогатила их и собственными идеями, рождавшимися в контексте новой культуры, при осмыслении нового человека.

Но антисхоластическую направленность ренессансной философии вовсе не следует понимать так, что она полностью отвергала проблематику религиозно-христианской философии средневековья. Эта проблематика нередко заключала в себе устоявшиеся понятия, от которых не могла отказаться и новая философия, сколь бы радикальной она ни была. Например, от понятия бога, от которого, как увидим, была неотделима первостепенная гносеологическая проблема познаваемости и непознаваемости мира, проблема, которая, можно считать, резюмирует основное содержание культуры. Однако, несмотря на определенную общность проблематики философии Возрождения с религиозной философией средневековья в целом — а не только и даже не столько со схоластикой как официальной разновидностью этой философии,— отличие от последней и даже оппозиция по отношению к ней стали главной характерной чертой ренессансной философии, ^е многосторонняя связь с гуманистической культурой, со многими направлениями античной философии и с расширявшимся и углублявшимся научным знанием будет отражена в последующем изложении на примерах наиболее выдающихся философов.

Второй раздел книги посвящен самым значительным философам XVII в.— Бэкону, Декарту, Гоббсу, Спинозе, Лейбницу и Локку, учения которых давно составляют золотой фонд мировой философской мысли.

В XVII столетии произошла самая зрелая из ранних буржуазных революций — английская. Культура буржуазного общества стала еще более многосторонней и глубокой. Если культура эпохи Возрождения во многом ориентировалась на античные учения, идеи и произведения, то культура XVII в., развиваясь на другой производственной базе и в новых социально-исторических условиях, все глубже осознавала свое превосходство перед античностью. В значительной — если не в большей — мере осознание такого превосходства определялось огромными успехами научного — математического и естественно-научного в первую очередь — знания, в отношении которого XVII век превзошел все предшествующие.

Буржуазная по своему основному социальному содержанию передовая философия этого века развивалась в сложном взаимодействии с религией, с одной стороны, и с наукой — с другой. Культура феодально-средневекового общества в ее различных формах отнюдь не исчезла с исторической арены, ибо полного вытеснения феодальных социально-экономических отношений буржуазными не было даже в таких наиболее передовых странах, как Ни-дерланды и Англия. Поэтому не только религия оставалась в этом столетии главной идеологической силой, но и схоластика, как близкая ей философская система, продолжала господствовать в ряде университетов и в некоторых странах (особенно отсталых) признавалась официальной философской доктриной.

Передовая философия в борьбе против схоластики опиралась уже не столько на античные философские учения, как это имело место в эпоху Возрождения, сколько на идеи, рождавшиеся в процессе интенсивного развития науки. Опора на них передовой философии была столь значительной, что породила новую форму философии, обычно именуемую механистическим материализмом. Его конфликт с господствовавшими религиями и обслуживавшей их схоластикой был наиболее глубоким в сравнении со всеми предшествовавшими веками, хотя, как увидим, и механистический материализм был не способен освободиться от понятия бога, продолжавшего резюмировать познавательные отношения человека к миру.

Интенсивное взаимодействие передовой философии с наукой сопровождалось выработкой дифференцированной методологической проблематики, углублявшей и конкретизировавшей гносеологическую. Особенно основательно в этом контексте разрабатывалась проблема соотношения чувственного и собственно умственного источников познания — вторая по своему значению после проблемы позна- ваемости мира гносеологическая проблема. Углубленное понимание чувственного компонента знания отражало возрастание роли экспериментального естествознания в познании природы, как и всю в огромной степени возросшую сферу социального и индивидуального человеческого опыта.

С другой стороны, все возраставшая математизация знания, как и усиливавшийся запрос на теорию, обусловила углубленную разработку собственно умственного — рассудочного, разумного и интуитивного — компонента знания. Проблема соотношения чувственного и умственного факторов знания была поставлена уже античными философами, но именно в данную эпоху, особенно в XVII в. она достигла наибольшей глубины за всю предшествующую историю философии. Философы, видевшие в опыте главный компонент знания, образовали направление эмпи-ризма; те же философы, которые, напротив, решающую инстанцию познания видели в деятельности самого ума, составили направление рационализма. Как будет видно из конкретного изложения, два этих направления не представляли собой обособленных «лагерей», а находились в сложном взаимодействии друг с другом и в еще более сложном взаимодействии с материалистической и идеалистической традициями, восходившими к античности.

В этих предварительных замечаниях нет смысла останавливаться на других проблемах, рассматриваемых в самой книге. Следует только подчеркнуть, что любая историко-философская книга представляет собой исследование сложного взаимодействия социальности и культуры данной эпохи, имеющих свой фокус в феномене человека и его мировоззрения (самом сложном из всех феноменов мира), с многовековой философской традицией, отражающей различные стороны и черты этого феномена в его историческом и социальном контексте. Кроме гносеологических, методологических, онтологических, космологических и других вопросов читатель найдет в этой книге различные вопросы этики, эстетики (реже), многообразные вопросы социальной философии в их взаимодействии друг с другом, с философской традицией, социальностью и культурой эпохи. Сложность предмета исследования автор стремился преодолеть концептуальностью его изложения и по возможности простой структурой книги. Два ее хронологических раздела — «Философия эпохи Возрождения» и «Философия XVII века»,— предваряемые небольшими введениями, делятся на более мелкие разделы. Их можно считать главами, заголовки которых задуманы как выражение их наиболее общих идей.

Каждая из глав обоих разделов подразделяется на более частные «параграфы». Эти подзаголовки относятся как к одному философу, так и к той или иной доктрине (иногда идее), им развиваемой.

Предлагаемая книга — плод многолетнего чтения лекций автором на философском факультете Московского университета в студенческой и аспирантской аудиториях. При подготовке книги к печати использована обширная литература. За исключением первоисточников она, как правило, «вынесена за скобки» изложения. Лишь в конце первого раздела и в конце глав второго даны самые общие обзоры литературы, списки которой приведены в библиографии в конце книги.

В заключение автор выражает большую признательность читателям и критикам рукописи книги, сделавшим замечания, способствовавшие ее улучшению,— преподавательскому коллективу кафедры истории зарубежной философии философского факультета Московского университета, а также докторам философских наук А. X. Горфункелю, Б. В. Мееровскому и кафедрам истории философии и современной зарубежной философии и социологии философского факультета Ленинградского университета.

| >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме ОТ АВТОРА:

  1. ОТ АВТОРОВ
  2. Об авторе
  3. От автора
  4. ОТ АВТОРА
  5. ОТ АВТОРА
  6. Обращение автора
  7. От авторов
  8. Об авторах
  9. От автора
  10. ОБ АВТОРАХ
  11. Об авторе
  12. ОБ АВТОРАХ
  13. От авторов
  14. Об авторах
  15. ОБ АВТОРАХ
  16. 21. Личные неимущественные права авторов
  17. ОБ АВТОРЕ