<<
>>

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

(лат. auctoritas — власть, влияние) — понятие и концепция, разработанные Фроммом и Хоркхаймером; фикси-руют и объясняют существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов.

По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы; жажда са-моутверждения и власти; агрессив-ность; ориентация на авторитет лидера собственной социальной группы и государства; стереотипность мыш-ления; конформизм; ненависть к интеллигенции и людям из других этнических групп и др. Название "А. Л." носили материалы социологи-ческого исследования, проведенного коллективом авторов (Э. Френкель- Брюнсуик, Р. Сэнфорд, Д. Левинсон) под руководством Адорно в 1950. Ис-следование было инициировано со- циально-философской парадигмой Франкфуртской школы и ориентировалось на обоснование концепции А. Л. эмпирическими данными. В предпо-сланном исследованию предисловии Хоркхаймер охарактеризовал А. Л. как возникающий в 20 в. "новый, специфический антропологический тип". Возникновение последнего объяснялось на основе модифицированной фрейдовской концепции "Эдипова комплекса": по мнению Хоркхаймера, в современном обществе ребенок стремится отождествить себя не с отцом, а с более сильным авторитетом.
Выявление черт А. Л. предполагало использование исследовательских методов, позволяющих раск'рыть неосознаваемые установки личности. В ходе исследования массовые опросы сочетались с применением социально-психологических методов. В качестве составляющих феномена А. Л. рассматривались антисемитизм, этноцентризм и политико-экономи-ческий консерватизм. Для их выявления была разработана "Ф-шкала", в которую были включены девять ба-зовых элементов, поддающихся замеру: 1) "конвенционализм" как приверженность традициям и ценностям "среднего класса"; 2) автори-тарное подчинение — некритическое отношение к моральным авторите-там собственной группы; 3) автори-тарная агрессия — нетерпимость к нарушению общепринятых норм; 4) антиинтрацептивность — оппозиция по отношению к субъективному, личностному, основанному на вооб-ражении; 5) суеверность и стерео-типность; 6) культ силы и твердости; 7) деструктивность и цинизм; 8) про-ективность — проекция собственных нежелательных качеств на внешний мир; 9) чрезмерная озабо-ченность сексуальными проблемами.
Респондентами исследования были 3000 человек, преимущественно белых, коренных жителей США, неиудеев, входящих в "средний класс". В развитие концепции Фромма ав-торы проекта "А. Л." охарактеризовали ее как "фашизоидную", т. е. несущую в себе постоянную угрозу фашизма. Созданная типология "фа- шизоидных" личностей опиралась на следующие критерии: общий кон-текст значения присущих типу черт; зависимость проявленности типа в реальности от его социальной детер-минированности; нивелирование различий индивидуального характера. В нее вошли следующие типы, соот-несенные с "баллами" по "Ф-шкале": а) "поверхностная зависть" характе-ризуется тотальным подчинением воспринятым извне предрассудочным взглядам и призвана рациона-лизировать и преодолеть трудност собственного существования; б) "кок формизм" определяется подчинение] шаблонным групповым ценностям самоидентификацией с группой в)"авторитарный синдром" ("садо мазохистский характер") связан о страхом оказаться слабым, абсолю тизацией авторитета, нетерпимое тью; г) статус "бунтовщика и психо пата" характеризуется разрешение? индивидуальных психологически: проблем через "бунт", деструктив ные действия; д) ипостась "чудака' ориентирована на создание иллюзор ного внутреннего мира, противопос тавленного внешней реальности, і самовозвеличивание; е) поведение "функционера-манипулятора" пре дельно детерминировано стереотипа ми, которые становятся самоцелью реальность воспринимается исклю-чительно схематично — как совокуп-ность объектов воздействия.

В. И. Овчаренко, М. Н. Мазанин

АВТОРИТАРНАЯ РЕЛИГИЯ (лат. auctoritas — власть, влияние) — по Фромму, один из типов теистичес-кой и нетеистической (в том числе светской) религии, отличитель-ным признаком которой является признание человеком некой высшей невидимой силы, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения. В А. Р. Бог есть символ власти и силы, владыче-ствующей над бессильными отчуж-денными людьми, имеющими доступ к самим себе только через посредство Бога. Главная добродетель А. Р. — послушание, худший грех — непо-слушание. Светская форма А. Р. признает жизнь, достоинство и силу человека незначительными и позво-ляет властвующим элитам жертвовать жизнью и счастьем людей во имя "будущего человечества" или "жизни после смерти". Преобладаю-щим настроением А. Р. являются страдание и вина.

В. И. Овчаренко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ:

  1. Авторитарный государственный режим
  2. АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas-влияние, власть
  3. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности
  4. Познышев С.В.. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вооб-ще и об изучении личности преступника в частности, 2007
  5. 11. УВАЖЕНИЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
  6. 3. Какие документы считаются удостоверяющими личность гражданина? Может ли сотрудник милиции при проверке документов, удостоверяющих личность, настаивать, чтобы ему предъявили именно внутренний паспорт гражданина РФ?
  7. ЛИЧНОСТЬ
  8. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ
  9. Личность в истории
  10. Личность в обществе
  11. АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  12. Личность и Я
  13. 78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  14. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  15. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  16. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ
  17. Как стать личностью
  18. ЭМОТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ
  19. ДИСТИМИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
  20. § 2. Достоинство личности