АВТОРИТЕТ
(лат. auctoritas — власть, влияние) — значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возмож-ности обладания нравственным, по-литическим, религиозным и т.
п. А.С. Ю. Солодовников АВТОРХАНОВ Абдурахман (1908— 1997) -- вайнахский ученый, бывший сотрудник ЦК ВКП(б), эмиг-рировавший из СССР в 1943 после пятилетнего пребывания в тюрьмах НКВД (1937—1942). Позже — житель ФРГ, доктор политических наук, профессор. Один из организаторов радиостанции "Свобода" (1951). Главной темой многочисленных книг А. стал анализ большевизма как "преступного политического режима, установленного уголовной кликой". Основные сочинения: "К ос-новным вопросам истории Чечни" (1930), "Революция и контрреволюция в Чечне" (1933), "Покорение партии" (1950), "Народоубийство в СССР" (1952), "Сталин и советская коммунистическая партия" (1959), "Аппарат коммунистической партии" (1966), "Происхождение партократии" (1973) и др.
Труды А. приобрели большую известность и вызвали немало подражаний. Первоначальный аб-рис собственной социально-философ-ской парадигмы и политологической концепции Л. изложил в работе "Сталин у власти" (1951), за которую по личному распоряжению главного фи-гуранта книги был заочно пригово-рен к смертной казни. Анализируя и критикуя сталинизм как "полити-зированную уголовщину", А. при-шел к выводу, что в СССР никогда не существовали ни "диктатура проле-тариата", ни "диктатура коммунис-тической партии", ни "советская власть". По мысли А., эти и другие самообозначения политического ре-жима сталинского типа носят откро-венно пропагандистский характер и предназначены лишь для маски-ровки природы и сути бесчеловечной власти. Оспаривая суждения западных политологов, согласно которым господство и власть в СССР делят партия и военная клика, А. утверж-дал, что "генералитет Советской армии является пленником своего по-литического опекуна — института политических работников". Но и военные политработники, по А., в свою очередь, являются только по-средниками подлинной силы. Сама же сила сосредоточена даже не в По-литбюро ЦК ВКП(б), как, согласно А., думают очень многие. В действи-тельности, "за всех думает, действует и диктует одна абсолютная сила. Имя этой силы — НКВД-МВД-МГБ. Сталинский режим держится не ор-ганизацией Советов, не идеалами партии, не властью Политбюро, не личностью Сталина, а организацией и техникой советской политической полиции, в которой самому Сталину принадлежит роль первого полицей-ского". В более общем плане, в условиях, когда, по А., "народ учат не думать", подлинно властвующая сила одна — "универсальный чекизм. Чекизм государственный, чекизм партийный, чекизм коллективный, чекизм индивидуальный. Чекизм в идеологии, чекизм на практике. Чекизм сверху донизу. Чекизм от всемогущего Сталина до ничтожного сексота". В более поздних работах А. несколько уточнил свою концепцию и значительно расширил ее. В общем плане, отрицая достоверность и на-учность гипотезы общественно-эко- номических формаций Маркса, А. пришел к мысли, что некоторые тен-денции исторического развития Западной Европы и сопряженной с этим процессом эволюции идей со-циализма более точно были угаданы оппонентом Маркса и его последователей, основоположником исторически первой систематической формы марк-систского ревизионизма — Берн- штейном. Одновременно отрицая утопический "демократический со-циализм" Плеханова — Мартова и утопический "революционный со-циализм" Ленина — Сталина, А. по-следовательно выступал против всех форм "революционного деспотизма". Не уставая бороться против Сталина как "глобального уголовника номер один во всей писаной истории челове-чества", А. довольно подробно исследовал технологию "сталинизации" и функционирование коммунистических режимов. Основные выводы этих изысканий составили основу его социолого-политологической кон- цепции партократии (партовлас- тия) как особой разновидности дес-потических политических режимов 20 в., основанных на отчуждении народа от власти и подавлении всех прав и свобод людей. По мысли А., формирование нового типа тирании "тоталитарной партократии" стало возможно в результате использования особой технологии власти — "синтеза политики с уголовщиной". На этой основе сформировался "тре-угольник" верховной власти — пар-таппарат, военный аппарат и КГБ. После же "чекизации", по А., властных структур формально единая и единственная политическая партия неофициально была разделена на две партии: "открытую" (доступную для вступления специально отбираемых масс людей) и "закрытую" ("партию в партии", "партийную элиту"), доступ в которую имели только избран-ные. Диктатура закрытой партии ("партолигархии", "коммунистической партократии" и т. д.), о чьей де-ятельности знал лишь ограничен-ный круг лиц, сумела установить по-своему уникальный "партийно- полицейский и тоталитарно-терро- ристический" режим. По мнению А., этот режим превратил всех советских людей в собственность "моно-партийного государства", которое нещадно эксплуатирует их. Однако, как отметил А. в книге "Дела и дни Кремля. От Андропова к Горбачеву" (1986), с течением времени трудовая повинность, эксплуатация, нищенский жизненный уровень и уста-лость народа породили "стихийный, но всеобщий саботаж труда", который является "неизвестной Марксу новой феноменальной формой классовой борьбы при социализме". Эта борьба потенциально способна со-действовать освобождению людей от государственного угнетения и ус-тановлению ими демократической зависимости государства от себя. Социолого-политологическое твор-чество А. в известном смысле являло собой определенный поворот в традиционалистской "советологии" середины 20 в. Был осуществлен явный переход от идей и концепций теоретических "соавторов" и прак-тических "подельников" коммунис-тического эксперимента в России (Троцкий, например) к модели "вклю-ченного наблюдения", предполагающей не только импликативные объ-Агни Йога 17
яснения сути происходящих в стране процессов, но и разработку эвристически значимых моделей эволюции со-ветского строя, основанных на досто-верном и пригодном для интерпретаций эмпирическом материале.
А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко
Еще по теме АВТОРИТЕТ:
- АВТОРИТЕТ
- Довод от чужого авторитета
- НИЗКИЙ АВТОРИТЕТ БИЗНЕС-ТРЕНЕРОВ В СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ
- Довод от обещания
- ДОГМАТИЗМ
- ВЕДАНТА
- Антропология
- МИМАНСА (санскр. — глубокое размышление, исследование
- У ТЕБЯ БУДУТ ПРОБЛЕМЫ
- ГЛАВА 7.8 СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
- ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
- Этика аудита
- СОБОРНОСТЬ, или кафолич- ность (от греч. katholikos — всеобщий
- ДОГМАТИЗМ