<<
>>

5. Бергсон

33

3 А. Койре

В своей «Творческой эволюции»12 Бергсон вновь обращается к обсуждению аргументов Зенона, развивая и углубляя анализ идеи движения13. По его мнению, приписываемая этим аргументам трудность является кажущейся и коренится в изначально неверной постановке проблемы.

Она возрождается с каждой очередной бесплодной попыткой подменить чисто концептуальное (сценарное) представление непосредственной, прямой интуицией. И не надо удивляться тому, что желание реконструировать движение, отправляясь от изменения позиций и пространственных положений, иначе говоря, попытка ухватить движение посредством понятий, относящихся к области неподвижного, неизбежно приводит к неудаче. Процесс движения некоторого движущегося подменяют пройденным им путем, не принимая в расчет их радикальную разнородность. Так же как и для Ноэля, для Бергсона движение является единым и неделимым. Желание подразделить его на части, как это делается с некоторым пространственно протяженным отрезком, например с отрезком пройденного пути, лишено всякого смысла.
Два последовательных движения — из я в&иизбвс — отнюдь не составят единого движения из а в с. Стоит преодолеть искушение подменить движение протяжен-ностью, а длительность — пространством, и сразу обнаруживается ( бессмысленность такого «составления». Движение является некоторым внутренним единством, единством интенсивности, а не протяженности. Оно сравнимо с феноменом жизни или психики. Оно есть некий род органического единства и в качестве такового с необходимостью обладает длительностью; его начало и конец связаны неделимым единством, они взаимосопряжены и соподчинены друг другу. Движение — это некое внутреннее состояние энергии, выявляемое нами в каждом движущемся теле. Обычным следствием этого является изменение места, но движение столь мало идентифицируется с этим своим проявлением, что вполне можно представить себе случай действительного и абсолютного движения без изменения места. В этом плане достаточно подумать о таком интимном, непосредственном и внутреннем феномене, как движение нашего собственного тела и его членов.
Представим себе, что в то время, как мы поднимаем руку, наше тело, будучи весьма хитроумно устроенным механизмом, произведет ряд зеркально симметричных движений: в физическом смысле наша рука не сдвинется с места, потому что ее положение в про-странстве не изменится, однако никто не станет оспаривать тот факт, что мы совершили реальное и в качестве такового абсолютное движение. Приложим теперь результаты нашего анализа к проблемам Зенона, в частности к аргументу «Ахиллес». Согласно Бергсону, все трудности исчезли бы сами собой, так как на деле они были воображаемыми. Движение Ахиллеса, так же как и движение черепахи, осуществлялось бы посредством неделимых актов. Ахиллесу не было нужды касаться всех точек, которые могли быть обозначены на его пути в результате некоего произвольного деления: его движение осуществляется шагами определенной величины и отнюдь не так, чтобы сначала оказаться в позиции, исходной для движения черепахи, затем — в том месте, где она находится в данный момент, и т. д.; он просто-напросто произве-дет два скачка, и, так как каждый такой скачок намного больше черепашьего шага, он ее, безусловно, догонит. Зенон и его ученики расчленяют единство движения Ахиллеса; они его останавливают в каждое мгновение. Они подменяют его свободное и непрерывное движение рядом остановок. Не удивительно, что с учетом этого Ахиллес не может догнать черепаху, а стрела, вы-нужденно неподвижная каждое мгновение, не может двигаться с места.

<< | >>
Источник: А. Койре. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙмысли. 1985

Еще по теме 5. Бергсон:

  1. Анри Бергсон
  2. 6. Анализ аргументов Бергсона
  3. БЕРГСОН (Bergson) Анри
  4. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  5. ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ
  6. ТВОРЧЕСТВО
  7. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  8. Заключение
  9. ИНДИВИДУАЛИЗМ
  10. ИНДИВИДУАЛИЗМ
  11. СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух
  12. СПИРИТУАЛИЗМ
  13. СМЕХ
  14. БЕЗОБРАЗНОЕ
  15. 3. Антропологическое направление
  16. Феноменологическое направление фило-софии
  17. АСКЕТИЗМ
  18. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  19. 7. Анализ аргументов Ноэля
  20. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ