<<
>>

БЕСКОНЕЧНОЕ


— философская категория для характеристики бы-тия в его целостности и структурной расчлененности, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития.
Проблема Б. была поставлена в самых первых учениях различных направлений мировой философии и впоследствии постоянно обогащалась достижениями математики, астрономии, физики и других естественных наук. В европейской философии одним из первых к проблеме Б. обратился Анаксимандр в своем учении о суще-ствовании "апейрона" (беспредельного). Согласно же Платону, "сросшиеся во единое" предел (конечное) и беспредельность (Б.) являются началами, заключенными в "вечно сущем". Понятие Б. подверглось серьезной критике в учении Зенона из Элей, который против представления о множестве вещей выдвинул ряд апорий, имея целью защитить и лучше обосновать точку зрения своего учителя Парменида, утверж-давшего, что бытие едино, непо-движно и неизменно. Основным ар-гументом против множественности вещей у Зенона является необходи-мость (в случае признания этой мно-жественности) одновременного при-знания вещей бесконечно малыми (так как их можно было бы делить до бесконечности) и бесконечно большими (так как не было бы конца для накопления все новых и новых час-тей). В апориях против Б. (против множественности вещей), как и в апориях против движения, Зенон обнаружил действительную проти-воречивость этих понятий и на этом основании отверг их. Анаксагор выдвинул учение о "гомеомериях", не-разрушимых элементах ("подобно- частных"), которых он признавал Б. количество (вопреки Эмпедоклу) и, вопреки Демокриту, считал бесконечно делимыми. Анаксагор предво-схитил современное математическое учение о бесконечных множествах, в которых часть может быть не только конечной, но и бесконечной: при-мером такого бесконечного множества является натуральный ряд чисел, частью которого является ряд четных (или нечетных) чисел, который тоже бесконечен. В математике учение Анаксагора нашло благопри-ятную почву благодаря открытию пифагорейцами несоизмеримых ве-личин — величин, которые не могут быть представлены рациональными числами: открытие иррациональных чисел, например. Аристотель отчетливо различал два вида беско-нечности: потенциальную и актуаль-ную. Создатель формальной логики, законы которой отказывают проти-воречию на право быть характеристикой адекватного миру мышления, Аристотель не признавал актуальную бесконечность, поскольку ее понятие противоречиво. В средневеко-вой философии обращает на себя внимание диалектика Б. и конечного, развиваемая Николаем Кузан- ским. В бесконечности сливаются противоположности: диаметр окруж-ности, являющийся отрезком прямой (как и вписанный в круг треуголь-ник), сливается с самой окружнос-тью, если сделать ее бесконечно большой. Эти идеи были восприняты и развиты Бруно в его учении о бес-конечности миров во Вселенной, подобных земной жизни. Поддержи-вая и аргументируя мысль о беско-нечной протяженности материаль-ной субстанции Декарта, Спиноза бесконечность субстанции основывал на абсолютном характере ее существования. Преодолевая "дурную" бесконечность причинно-след- ственных связей, Спиноза приходит к пониманию природы как "причи-ны самой себя".
Английский мате-риализм 17—18 вв. в лице Гоббса и Локка отверг тезис о бесконечной протяженности субстанции. Кант, рассматривая связь Б. с конечным, понимал отношение этих категорий как антиномию чистого разума, как свидетельство его ограниченности и бессилия. Гегель, упрекая Канта в субъективизме и агностицизме, выступил с попыткой создать подлинно диалектическую концепцию Б. Диалектическое единство конечного и Б., по Гегелю, служит тем мостом, по которому человечество от познания конечного идет к познанию Б. Но Гегель отказывает конеч-ному в подлинной объективности, конечное — лишь отблеск бесконеч-ной идеи. Высмеивая и критикуя "дурную" бесконечность, образом которой является прямая линия, не-ограниченно продолжающаяся в обе стороны, Гегель выступил за "истин-ное" Б., образом которой для него яв-ляется круг, линия всецело наличная и замкнутая на себя. В рамках марксизма проблема Б. считалась составной частью всех важнейших вопросов философии — о сущности внешнего мира и его развития, сущности человека и его познания и т. п. Б. (вместе с конечным) трактовалась как атрибут материи. Логический аспект проблемы Б. был представлен в понятии диалектической логики "Б. логическое" (С. Церетели). Категория Б. входит в понятийный аппарат современного неотомизма, в контек-сте идеи о бесконечности интерпре-таций входит в философскую пара-дигму постмодерна.
Г. В. Беляев
БЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ —
понятие диалектической логики, введенное грузинским философом С. Б. Церетели (1907—1966). Б. Л., по определению Церетели, "есть то, отрицание чего утверждает его же. Точнее: это есть утверждение чего- либо отрицанием его же". Так, говоря, что нет убеждений, мы высказы-ваем убеждение, т. е. подтверждаем существование убеждений. Б. Л. противоположно конечному логиче-скому. Согласно Церетели, на кате-горию конечного логического опираются и ее выражают Аристотелевы положения о законе тождества, про-тиворечия и исключенном третьем. К широко известным Аристотелевым законам формальной логики, помимо закона достаточного основа-ния, Церетели добавляет закон раз-личия, также открытый (лучше ска-зать: переоткрытый) Лейбницем в форме утверждения: "Все различно". Например, по словам Лейбница, нет даже двух одинаковых листьев. Субстанциальный плюрализм Лейбница — положение о бесконечном многообразии субстанций (монад) и их сугубой индивидуальности — является онтологической проекцией закона тождества неразличимых (последний как раз и трактуется как закон различия), согласно которому не может быть двух вещей, даже двух капель воды, в точности похожих друг на друга. Конечное логическое есть всякая мысль, которая полагает (или отрицает) другие мысли (в соответствии с законом тождества или только с законом различия). Природу конечного (вообще конечного, а не только логического конечного) хорошо выражает понятие модуса у Спинозы. Конечное, говоря словами Спинозы, есть то, что суще-ствует в другом, что имеет причиной другое и для осмысления чего необ-ходимо осмысление другого. По Церетели, конечное есть также то, отрицание чего утверждает "просто иное", но не "свое иное". Например, истлевшее (сгнившее, измельченное и т. п.) зерно превращается во что-то другое (в "просто другое"), а не в рас-тение ("свое иное"), т. е. выпадает из естественной цепи саморазвития. Точно так же и отношение мыслей в их подчиненности (соответствии) законам формальной логики образует систему конечных образований (конечное логическое), когда каж-дая мысль выпадает из цепи само-развития, а сама эта цепь не имеет внутренней логики развития: исключает противоречия, диалектиче-
Бесконечное логическое 105
ские скачки и отрицание. Как и ко-нечное логическое, Б. Л. существует в форме суждений и умозаключений. Диалектическое понимание проблемы суждения (как и других форм мышления) означает умение отличать суждение как идеальное образование от его языкового (мате-риального) воплощения в виде грам-матического предложения. Сужде-ние логически рефлексивно, так как отрицание суждения само есть суждение. Рефлексивность суждения (и вообще логическая рефлексив-ность) непонятна для формальной логики, тем более для такой логики, которая сводит логическое к грамма-тическому. Согласно Церетели, диа-лектический подход к проблеме субъекта суждения, в качестве которого формальная логика называет заранее сформированное понятие, заключается в том, что ни понятие не предшествует суждению, ни, на-оборот, суждение не предшествует понятию. Они подразумевают и тре-буют друг друга, но так, что оба имеют одно начало. Субъект есть понятие в начале его полагания. С диалектической точки зрения пре-дикат суждения в отношении субъекта является и тождественным и различным. Вследствие этого не может быть только аналитического или только синтетического сужде-ния (как это было у Локка и Канта). Одно и то же суждение является и аналитическим и синтетическим. Связка "есть" (копула) имеет двойст-венную природу, она диалектична, так как показывает, что единичное, субъект, есть также не единичное, а общее. Диалектический подход трактует суждение как мысленное высказывание, заключающееся в ут-верждении — отрицании. Отсюда — понятие "бесконечного" суждения, согласно которому наряду с формально-логическими видами только положительных или только отрица-тельных суждений ("третьего не дано") существует третий вид как оп-ределенное единство первых двух видов. Примером такого суждения может служить гегелевское выска-зывание, характеризующее проти-воречие механического движения: "Движущееся тело одновременно на-ходится и не находится в одном и том же месте, т. е. одновременно находится в другом". Бесконечное суждение может быть понято как вывод умоза-ключения, в котором снимается (раз-решается) антиномия, представленная посылками этого умозаключения. Например, афоризм Сократа: "Я знаю, что я ничего не знаю". Таким образом, формами существования Б. Л. являются особого вида суждения (умоза-ключения), из которых могут быть по-строены законы, теории, концепции, гипотезы и т. п. и которые выступают в качестве логических способов прорыва горизонта формальной логики.
Г. В. Беляев
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме БЕСКОНЕЧНОЕ:

  1. БЕСКОНЕЧНОЕ
  2. 9. Бесконечность. Декарт
  3. 12. Бесконечное И непрерывное
  4. ПУСТОТА И БЕСКОНЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ХІУ в
  5. БЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
  6. 10. Парадоксы бесконечного. Бернард Больцано
  7. Тема 29. КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ В КОСМОЛОГИИ
  8. Тема 28. ПРОТИВОРЕЧИЕ КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО
  9. Бог как целостность бесконечного и динамичного мира.
  10. почему бесконечное кажется существующим не только в возможности, но и как [нечто] отдельное
  11. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  12. Так как все движущееся движется во времени
  13. 11. Георг Кантор
  14. Протяженно-телесный атрибут субстанции и особенности материализма Спинозы
  15. Итальянская философия
  16. Так как всякая величина делима на величины
  17. АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕНОсновная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
  18. II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
  19. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
  20. ГЛАВА ШЕСТАЯ