<<
>>

БЕСОВСКАЯ ТЕКСТУРА

— мета-форический (однако, несмотря на это, широко распространенный в пост-модернистской текстологии) термин Р. Барта, фиксирующий ризоморф- ную (см, Ризома) организацию текста.

Ризоморфность последнего обусловлена двумя пластами причин. Вопервых, согласно парадигмальным презумпциям постмодернизма, текст не имеет устойчивой структуры и центра (см. Ацентризм), а потому и определенности значения (см. Озна-чивание), — он может быть охарак-теризован не столько посредством понятия константной "структуры", сколько посредством понятия про-цессуальной и нон-финальной "струк- турации" (см. Текстовой анализ), предполагающей перманентную по-движность гештальтных параметров текстовой среды, последовательную смену различных способов конфи-гурирования и, соответственно, оз-начивания последней. Во-вторых, в контексте постмодернистской концепции интертекстуальности (см. Ин-тертекстуальность) актуализируется исходное значение общеевропейского корня text (лат. textus — ткань, переплетение): феномен текста — в полном объеме этимологии данного термина — представляет собой текстуру, образованную вследствие сплетения воедино различных семан-тических линий (смысловых "нитей"), извлеченных из других, внешних по отношению к рассматриваемому, текстов. Именно в данном анали-тическом контексте Р.
Барт вводит понятие "Б. Т." текста (взамен ли-нейно понятой и семантически одно-значной "структуры"): "Текст же, в противоположность произведению, мог бы избрать своим девизом слова одержимого бесами (Евангелие от Марка, 5, 9): "Легион имя мне, потому что нас много". Текст противо-стоит произведению своей множест-венной, бесовской текстурой". По оценке Р. Барта, "каждый текст яв-ляется интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представ-ляет собою новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых культурных кодов, формул, ритми-ческих структур, фрагменты социальных идиом и т. д. — все они по-глощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык". (См. также Номадология, Ризома, Интер-текстуальность.)

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме БЕСОВСКАЯ ТЕКСТУРА:

  1. Вещи
  2. Постановка задачи и фиксация требований
  3. Качества, необходимые профессиональному дизайнеру
  4. Место
  5. РИЗОМА(фр. rhizome - корневище
  6. Дело вкуса
  7. РИЗОМА
  8. Сильный довод
  9. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИОННОГО СТРОЯ
  10. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  11. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ
  12. Я
  13. 2.8. Работа с рисунками и диаграммами
  14. 4. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАЕМОСТИ
  15. ЯЗЫК
  16. БАЗИС и НАДСТРОЙКА
  17. Корпоративный имидж
  18. Авторы статей